Социально-философские аспекты критериев оценки исторических событий
Гуманитарный вестник
# 12·2017 3
ных группах российского общества было различным и противоречи-
вым. Дать ему однозначную характеристику, по мнению автора, не
представляется возможным. Можно говорить лишь о доминантах в
тот или иной исторический период. В частности, Н.М. Карамзин вы-
делял такую доминанту после Великой смуты начала XVII в.: «Бедствия
мятежной аристократии просветили граждан и самих аристократов; те и
другие единогласно, единодушно наименовали Михаила самодержцем,
монархом неограниченным; те и другие, воспламененные любовью к
отечеству, взывали только: Бог и Государь!» [6, с. 29].
Необходимо отметить сравнение государя с Богом и, соответ-
ственно, служение государю, государству как «путь к Богу». Такие
аналогии, характерные для российского менталитета, в некоторой
степени отражены в трудах В. Соловьева и других русских филосо-
фов. Один из современных исследователей, В.Б. Чистяков, отмечает:
«Идея служения общему благу, миру, ради которого человек должен
жертвовать своим личным, была важнейшей частью менталитета
россиянина» [7, с. 35].
Наряду с обожествлением государства в российском менталитете
присутствует и негативное отношение к «плохим» боярам, окружа-
ющим «хорошего» царя. Н.М. Карамзин по этому поводу дает образ-
ное сравнение: «…Многоглавая гидра аристократии владычествовала
в России» [6, с. 28]. Об этой же проблеме «плохих бояр» пишет
А.С. Панарин [8].
В анализируемом историко-культурном стандарте сформулиро-
ваны следующие задачи, решение которых необходимо для достиже-
ния указанной стратегической цели:
•
раскрыть суть исторического процесса как совокупности уси-
лий множества поколений россиян;
•
показать, что российская история — это история всех террито-
рий, стран и народов, которые входили в состав государства в соот-
ветствующие эпохи;
•
применить подход к истории российской культуры как к непре-
рывному процессу обретения национальной идентичности, не сводяще-
муся к перечислению имен и творческих достижений, логически увязан-
ному с политическим и социально-экономическим развитием страны;
•
исключить возможность возникновения внутренних противоречий
и взаимоисключающих трактовок исторических событий, в том числе
имеющих существенное значение для отдельных регионов России;
•
способствовать формированию представлений об общей исто-
рической судьбе России.
Решение этих задач может стать одним из значимых факторов
достижения поставленной в историко-культурном стандарте цели.