Previous Page  3 / 10 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 10 Next Page
Page Background

Социально-философские аспекты критериев оценки исторических событий

Гуманитарный вестник

# 12·2017 3

ных группах российского общества было различным и противоречи-

вым. Дать ему однозначную характеристику, по мнению автора, не

представляется возможным. Можно говорить лишь о доминантах в

тот или иной исторический период. В частности, Н.М. Карамзин вы-

делял такую доминанту после Великой смуты начала XVII в.: «Бедствия

мятежной аристократии просветили граждан и самих аристократов; те и

другие единогласно, единодушно наименовали Михаила самодержцем,

монархом неограниченным; те и другие, воспламененные любовью к

отечеству, взывали только: Бог и Государь!» [6, с. 29].

Необходимо отметить сравнение государя с Богом и, соответ-

ственно, служение государю, государству как «путь к Богу». Такие

аналогии, характерные для российского менталитета, в некоторой

степени отражены в трудах В. Соловьева и других русских филосо-

фов. Один из современных исследователей, В.Б. Чистяков, отмечает:

«Идея служения общему благу, миру, ради которого человек должен

жертвовать своим личным, была важнейшей частью менталитета

россиянина» [7, с. 35].

Наряду с обожествлением государства в российском менталитете

присутствует и негативное отношение к «плохим» боярам, окружа-

ющим «хорошего» царя. Н.М. Карамзин по этому поводу дает образ-

ное сравнение: «…Многоглавая гидра аристократии владычествовала

в России» [6, с. 28]. Об этой же проблеме «плохих бояр» пишет

А.С. Панарин [8].

В анализируемом историко-культурном стандарте сформулиро-

ваны следующие задачи, решение которых необходимо для достиже-

ния указанной стратегической цели:

раскрыть суть исторического процесса как совокупности уси-

лий множества поколений россиян;

показать, что российская история — это история всех террито-

рий, стран и народов, которые входили в состав государства в соот-

ветствующие эпохи;

применить подход к истории российской культуры как к непре-

рывному процессу обретения национальной идентичности, не сводяще-

муся к перечислению имен и творческих достижений, логически увязан-

ному с политическим и социально-экономическим развитием страны;

исключить возможность возникновения внутренних противоречий

и взаимоисключающих трактовок исторических событий, в том числе

имеющих существенное значение для отдельных регионов России;

способствовать формированию представлений об общей исто-

рической судьбе России.

Решение этих задач может стать одним из значимых факторов

достижения поставленной в историко-культурном стандарте цели.