Е.М. Кологерманская
8
Гуманитарный вестник
# 11·2017
дов мусоросжигательных заводов и полигонов отходов) рассматри-
ваются как
возобновляемые источники энергии
» [15].
Данная дефиниция содержится также в Законе об электроснабже-
нии (
The Electricity Supply Act
) 2007 г. [16], в ст. 2 приведен перечень
объектов, относящихся к возобновляемым источникам энергии, а
именно гидроэнергетика, солнечная энергия, геотермальная энергия,
теплота окружающей среды, энергия ветра и биомассы.
Следует выделить позицию (выработанную как в теории, так и на
практике правового регулирования), согласно которой регенеративная
энергия рассматривается как актив, а его использование влечет за собой
исключительно позитивные результаты: удовлетворение энергетиче-
ских потребностей, снижение импорта и зависимости от ископаемого
топлива и пр. [17]. Конечно, в долгосрочной перспективе данные источ-
ники будут повышать свою конкурентоспособность [18].
Отметим, что использование возобновляемых источников энергии в
Швейцарии в настоящее время преследует две цели: во-первых, произ-
водство электроэнергии: сегодня Швейцария использует 60 % возоб-
новляемой энергии для обеспечения населения электричеством [10];
во-вторых, преобразование полученной энергии в тепловую [19], что
подробно описано в Энергетической стратегии 2050.
В 1998 г. был принят Закон об энергии (
The Energy Act
) [20],
имеющий юридическую силу и в настоящее время, а также являю-
щийся базовым в сфере использования возобновляемых источников
энергии.
Указанный акт закрепляет следующие цели правового регулирова-
ния: сочетание экономических и экологических аспектов обеспечения и
распределения энергии, энергоэффективность, увеличение использова-
ния энергии, вырабатываемой возобновляемыми источниками. Уста-
новлены такие принципы, как выработка энергии, основанная на энер-
гоэффективности и рациональном использовании; приоритетное ис-
пользование возобновляемой энергии — главный принцип всего
энергетического законодательства; снижение потребления энергии; оп-
тимизация использования энергии и пр.
Согласно ст. 5а Закона об энергии, предусмотрена обязательная
маркировка энергии, полученной с помощью возобновляемых источ-
ников, кроме того, обязательно указание места ее происхождения.
Это требование принято законодателем в целях защиты интересов
конечного потребителя возобновляемой энергии.
Доступ к сети электроэнергии закрепляется в ст. 7 и 7а данного
законодательного акта. Интересно, что в ст. 7 установлена обязан-
ность сетевого оператора покупать энергию, производимую возоб-
новляемыми источниками, путем проведения тендеров. Однако дан-
ное обязательство возникает лишь в случае систематической подачи