Политико-правовые особенности организации деятельности…
Гуманитарный вестник
# 11·2017 7
декларативные положения, поставлены цели и задачи, но и указаны
меры по достижению обозначенных результатов, проведены ком-
плексные исследования как в научно-технической области, так и в
сфере законодательства.
Таким образом, энергетическая политика Швейцарии создает как
основу для правового регулирования отношений в области развития
возобновляемых источников энергии в различных аспектах, так и базис
для будущего воплощения поставленных целей и реализации задач.
Несмотря на то что некоторые программные политические поло-
жения развития возобновляемой энергетики проходят процедуры
формирования и утверждения, уже сейчас существуют нормативные
документы, закрепляющие разнообразные аспекты развития возоб-
новляемых источников энергии.
Правовое регулирование отношений в сфере использования
возобновляемой энергии в Швейцарии.
Отметим, что правовое ре-
гулирование исследуемой области в Швейцарии осуществляется на
всех уровнях, система нормативных актов включает документы раз-
личного содержания.
В первую очередь основы энергетической политики установлены
на конституционном уровне. Согласно разделу 6 «Энергия и комму-
никации» Конституции Швейцарии от 18 апреля 1999 г., установлены
предметы ведения между конфедерацией и кантонами по поводу
энергии [13]. В исключительную компетенцию Конфедерации входят
такие вопросы, как установление принципов для использования воз-
обновляемых источников энергии и для бережливого и рационального
энергопотребления (п. 2 ст. 89), принятие мер по поощрению развития
энергетических технологий, особенно в области энергосбережения и
возобновляемых источников энергии (п. 3 ст. 89), издание предписа-
ний о транспортировке и поставке электроэнергии (п. 1 ст. 91).
Кроме того, в Конституции предусмотрена необходимость коор-
динации действий Конфедерации, кантонов, муниципалитетов и эко-
номических групп по вопросам энергетики в целях обеспечения
обоснованного сочетания экологических, экономических и социаль-
ных интересов человека, общества и государства [14].
Безусловно, иные законодательные документы конкретизируют и
устанавливают процессуальные нормы реализации вышеназванных
конституционных положений.
Первоначально необходимо изучить дефинитивные положения,
определяющие сущность возобновляемых источников энергии.
Так, в соответствии со ст. 1 Приказа об энергии (
the Energy Ordi-
nance
) от 7 декабря 1998 г. «гидроэнергетика, солнечная энергия,
геотермальная энергия, тепло окружающего воздуха, энергия ветра и
энергия биомассы (в частности древесины, но за исключением отхо-