Е.М. Кологерманская
12
Гуманитарный вестник
# 11·2017
Специальная компетенция в области энергетики, в соответствии с
Законом об энергии [12], была возложена на Федеральное энергети-
ческое управление — Swiss Federal Office of Energy [27], являющееся
подразделением Федерального департамента окружающей среды,
транспорта, энергетики и связи Швейцарии. Федеральное энергети-
ческое управление осуществляет целый комплекс полномочий, в том
числе и в сфере развития возобновляемых источников энергии. Так, в
п. 2 ст. 17 Приказа об энергии [15] закреплена обязанность Феде-
рального энергетического управления по ежегодной оценке нацио-
нальной энергетической сети; в ст. 3 определено право Федерального
энергетического управления по установлению качественных крите-
риев к месту происхождения энергии; в ст. 4 раздела 5 Федеральному
энергетическому управлению дано право оценивать предлагаемые
проекты извлечения и использования возобновляемой энергии и пр.
В рамках международного сотрудничества по вопросам энерге-
тики и развития возобновляемых источников в Швейцарии была со-
здана Renewable Energy Promotion in International Co-operation
(REPIC) Platform, представляющая собой межведомственное объеди-
нение Государственного секретариата по экономическим вопросам
(
the Swiss State Secretariat for Economic Affairs
), Швейцарского
агентства по развитию и сотрудничеству (
the Swiss Agency for
Development and Cooperation
) и Федерального энергетического
управления (
the Swiss Federal Office of Energy
) [28].
REPIC Platform была создана в 2004 г. и нацелена на продвижение
технологий возобновляемых источников энергии и энергоэффективно-
сти на территории Швейцарии и за рубежом. С момента образования
REPIC Platform были поддержаны и реализованы около 1000 проектов в
сфере использования возобновляемых источников энергии в различных
странах, например, проект извлечения геотермальной энергии в Пхень-
яне (КНДР)
[29], мониторинг и сотрудничество по строительству и реа-
лизации фотоэлектрической (PV) опытно-промышленной установки,
подключенной к электрической сети в Непале [30], и пр.
Таким образом, система управления в области использования и
развития возобновляемой энергии имеет вертикально построенную
модель организации деятельности государственных органов с соблю-
дением строгой иерархии, что, по мнению автора, является одной из
причин четко разделенных полномочий, а также отсутствия пробле-
мы расширения бюрократического аппарата и исключения корруп-
циогенного фактора.
Итак, представленный пример законодательного регулирования
развивающейся области энергетики является весьма перспективным
и инновационным, включающим не только программные, деклара-
тивные положения, но и реальные законодательные нормы, нацелен-
ные на развитие и государственную поддержку энергии, произведен-
ной с использованием возобновляемых источников.