Политико-правовые особенности организации деятельности…
Гуманитарный вестник
# 11·2017 3
гулирования отношений в рассматриваемой сфере, кроме того, суще-
ствуют государственные органы общей и специальной компетенции,
чьи полномочия в указанной области достаточно четко определены.
Следует отметить, что в настоящее время в теории энергетического
права выделяют следующие дефиниции: возобновляемые источники
энергии и альтернативные источники энергии. Существует значитель-
ное количество точек зрения по поводу соотношения указанных по-
нятий. По мнению автора, предложенные определения не могут вы-
ступать синонимами. Так, альтернативный источник энергии являет-
ся возобновляемым ресурсом, заменяющим традиционные источники
энергии — нефть, природный газ и уголь [4]. Таким образом, в пере-
чень альтернативных источников энергии могут входить не только воз-
обновляемые источники, но и такие виды энергии, как химическая и
атомная, не имеющие особых свойств, характерных для возобновляе-
мой энергии (например, повсеместная распространенность большинства
видов источников, экологическая чистота, возобновляемость).
Кроме того, в исследуемом законодательстве Швейцарии ис-
пользуется исключительно дефиниция «возобновляемые источники
энергии», содержание которой будет рассмотрено далее.
Политические аспекты развития возобновляемых источни-
ков энергии в Швейцарии.
Первые попытки принятия политиче-
ских документов, посвященных развитию возобновляемой энергии,
были предприняты в 2007 г., когда Федеральный совет Швейцарии
(
the Federal Council
) обозначил четыре направления энергетической
политики государства: энергоэффективность, развитие возобновляе-
мых источников энергии, изменение технологий крупных электро-
станций, обновление внешней энергетической политики [5]. В целях
реализации указанных направлений Федеральный департамент окру-
жающей среды, транспорта, энергетики и связи (
the Federal Department
of the Environment, Transport, Energy and Communications
,
DETEC
) под-
готовил проекты планов действий по энергосбережению и возобновля-
емым источникам (
Energy efficiency action plan, Renewable energy action
plan
), которые были утверждены Федеральным советом 20 февраля
2008 г. [6].
Следует отметить, что планы представляют собой политико-
правовые акты, содержащие перечень взаимодополняющих мер по
содействию эффективному использованию энергии, развитию секто-
ра возобновляемой энергетики, также в них определен список поли-
тических мероприятий в указанной области и приведены стимулиру-
ющие положения в сфере налогообложения энергоснабжения, меры
юридической ответственности конфедерации и кантонов и пр.
В целях качественного исследования политико-правовых особен-
ностей организации деятельности в области использования возоб-