В.Ю. Разумовский
8
Гуманитарный вестник
# 9·2017
диктованы политической конъюнктурой, поиском быстрых, с изряд-
ной долей популизма, решений сложных проблем.
Так, новая концепция экономической политики — ускорение, —
делала ставку на развитие машиностроения. Данный курс предусмат-
ривал активное внедрение в советскую экономику элементов рыноч-
ных отношений, быстрый переход промышленных предприятий на
хозрасчет и самоокупаемость. Тезис об ускорении, провозглашенный
на апрельском пленуме ЦК КПСС 1985 г., был с готовностью под-
хвачен региональными элитами, которые увидели в нем уникальный
шанс для быстрой внутренней ротации. В период 1985–1988 гг. дея-
тельность региональных элит была подвергнута строгой ревизии, и
это обстоятельство не замедлило сказаться на ее кадровом составе.
Корпус руководителей партийных организаций союзных республик,
краев и областей был значительно обновлен.
Это хорошо видно на примере Центрального Черноземья. Так, по
инициативе первого секретаря Курского обкома КПСС А.И. Селезне-
ва кардинально обновился практически весь партийный, советский и
хозяйственный актив региона. Жесткий спрос с руководителей, от-
ветственных за состояние агропромышленного комплекса, позволил
первому секретарю Липецкого обкома КПСС Ю.А. Манаенкову в
1986–1988 гг. впервые за всю историю региона добиться его рента-
бельности. Благодаря инициативе первого секретаря Воронежского
обкома КПСС Г.С. Кабасина в 1988–1990 гг. и усилению ответствен-
ности административно-хозяйственной элиты была проведена мас-
штабная реконструкция сахарных и молочных заводов, мясокомби-
натов, и это обстоятельство способствовало значительному улучше-
нию снабжения продуктами питания населения региона [11].
Несмотря на определенные положительные результаты, усиление
командно-административных приемов совершенствования социализма
получило обратный эффект. В течение двух-трех лет стала очевидной
несостоятельность многих экономических проектов. Помимо усиления
бюджетного дефицита и, как следствие, скрытой инфляции, сказалось и
полное отсутствие в стране какой-либо рыночной инфраструктуры в
лице посреднических организаций, товарно-сырьевых бирж, позволяв-
ших наладить механизм закупок сырья, сбыта продукции.
Усиление самостоятельности промышленных предприятий со-
провождалось поощрением частной инициативы. Правовой базой для
зарождающегося отечественного бизнеса стали законы СССР «Об
индивидуальной трудовой деятельности», «О кооперации», «Об
аренде и арендных отношениях» и др. В результате появилась воз-
можность заниматься любой, не запрещенной законом деятельно-
стью, в том числе и торговлей. Официальная позиция Правительства
СССР заключалась в том, что новообразованные кооперативы и