Previous Page  8 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 17 Next Page
Page Background

В.Ю. Разумовский

8

Гуманитарный вестник

# 9·2017

диктованы политической конъюнктурой, поиском быстрых, с изряд-

ной долей популизма, решений сложных проблем.

Так, новая концепция экономической политики — ускорение, —

делала ставку на развитие машиностроения. Данный курс предусмат-

ривал активное внедрение в советскую экономику элементов рыноч-

ных отношений, быстрый переход промышленных предприятий на

хозрасчет и самоокупаемость. Тезис об ускорении, провозглашенный

на апрельском пленуме ЦК КПСС 1985 г., был с готовностью под-

хвачен региональными элитами, которые увидели в нем уникальный

шанс для быстрой внутренней ротации. В период 1985–1988 гг. дея-

тельность региональных элит была подвергнута строгой ревизии, и

это обстоятельство не замедлило сказаться на ее кадровом составе.

Корпус руководителей партийных организаций союзных республик,

краев и областей был значительно обновлен.

Это хорошо видно на примере Центрального Черноземья. Так, по

инициативе первого секретаря Курского обкома КПСС А.И. Селезне-

ва кардинально обновился практически весь партийный, советский и

хозяйственный актив региона. Жесткий спрос с руководителей, от-

ветственных за состояние агропромышленного комплекса, позволил

первому секретарю Липецкого обкома КПСС Ю.А. Манаенкову в

1986–1988 гг. впервые за всю историю региона добиться его рента-

бельности. Благодаря инициативе первого секретаря Воронежского

обкома КПСС Г.С. Кабасина в 1988–1990 гг. и усилению ответствен-

ности административно-хозяйственной элиты была проведена мас-

штабная реконструкция сахарных и молочных заводов, мясокомби-

натов, и это обстоятельство способствовало значительному улучше-

нию снабжения продуктами питания населения региона [11].

Несмотря на определенные положительные результаты, усиление

командно-административных приемов совершенствования социализма

получило обратный эффект. В течение двух-трех лет стала очевидной

несостоятельность многих экономических проектов. Помимо усиления

бюджетного дефицита и, как следствие, скрытой инфляции, сказалось и

полное отсутствие в стране какой-либо рыночной инфраструктуры в

лице посреднических организаций, товарно-сырьевых бирж, позволяв-

ших наладить механизм закупок сырья, сбыта продукции.

Усиление самостоятельности промышленных предприятий со-

провождалось поощрением частной инициативы. Правовой базой для

зарождающегося отечественного бизнеса стали законы СССР «Об

индивидуальной трудовой деятельности», «О кооперации», «Об

аренде и арендных отношениях» и др. В результате появилась воз-

можность заниматься любой, не запрещенной законом деятельно-

стью, в том числе и торговлей. Официальная позиция Правительства

СССР заключалась в том, что новообразованные кооперативы и