Previous Page  10 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 10 / 17 Next Page
Page Background

В.Ю. Разумовский

10

Гуманитарный вестник

# 9·2017

служащих, вожделенно мечтавших о высоком качестве жизни, но не

желавших подвергаться экономическому риску и его возможным по-

следствиям — повышению цен, банкротству предприятий, безрабо-

тице и др. Социум в очередной раз продемонстрировал способность к

скрытому сопротивлению и даже прямому саботированию различных

инициатив, исходящих от государства. Стремительно пустеющие

прилавки в магазинах и активизация черного рынка усилили недо-

вольство населения.

Одним из шагов государства по оздоровлению социальных от-

ношений явилась антиалкогольная кампания 1985–1988 гг. Широкое

распространение среди населения страны пьянства и алкоголизма

стало одной из главных причин стагнации экономики, халатного от-

ношения к труду, упадка морально-нравственных ценностей и т. п.

По свидетельству М.С. Соломенцева, «было необходимо остановить

алкоголизацию населения, которая росла катастрофическими темпа-

ми»

[16].

Схожей позиции придерживался Е.К. Лигачев: «Все мы —

Горбачев, Лигачев, Рыжков и другие, хотели быстро избавить народ

от этого векового недуга»

[17]. Поэтому в принятом 17 мая 1985 г. Ука-

зе Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьян-

ством и алкоголизмом, искоренении самогоноварения» был предусмот-

рен комплекс административных, правовых и профилактических мер,

направленных на борьбу с этим социальным бедствием. (Соответству-

ющие указы были приняты во всех союзных республиках.)

Исполнение данного указа было беспрецедентным по своим

масштабам (сокращение производства алкогольной продукции, неод-

нократное увеличение ее стоимости, принятие жестких администра-

тивных мер против распития спиртных напитков в общественных ме-

стах и др.). Организация практических мероприятий в регионах была

возложена на властвующую элиту, которая во исполнение данного

указа пошла по привычному пути жесткого администрирования, по-

чти не принимая во внимание пропагандистскую, профилактическую

сущность данного документа.

Как правило, антиалкогольная кампания на местах начиналась с за-

крытия большого количества магазинов, торговавших ликероводочной

продукцией. Например, в Белгороде в 1985–1987 гг. было закрыто 14

винных отделов гастрономов, в Воронеже — 16, в Тамбове —

12 [18]. Нередко комплекс мер, направленный на профилактику трез-

вости, этим и ограничивался.

Порой доходило до откровенного перебора. Так, первый секре-

тарь Крымского обкома Компартии Украины В.Н. Макаренко свиде-

тельствовал: «Лигачев требовал вырубить виноградники как перво-

основу производства алкогольной продукции… настаивал даже на

уничтожении знаменитой коллекции винного завода “Массандра”. И