В.Ю. Разумовский
10
Гуманитарный вестник
# 9·2017
служащих, вожделенно мечтавших о высоком качестве жизни, но не
желавших подвергаться экономическому риску и его возможным по-
следствиям — повышению цен, банкротству предприятий, безрабо-
тице и др. Социум в очередной раз продемонстрировал способность к
скрытому сопротивлению и даже прямому саботированию различных
инициатив, исходящих от государства. Стремительно пустеющие
прилавки в магазинах и активизация черного рынка усилили недо-
вольство населения.
Одним из шагов государства по оздоровлению социальных от-
ношений явилась антиалкогольная кампания 1985–1988 гг. Широкое
распространение среди населения страны пьянства и алкоголизма
стало одной из главных причин стагнации экономики, халатного от-
ношения к труду, упадка морально-нравственных ценностей и т. п.
По свидетельству М.С. Соломенцева, «было необходимо остановить
алкоголизацию населения, которая росла катастрофическими темпа-
ми»
[16].
Схожей позиции придерживался Е.К. Лигачев: «Все мы —
Горбачев, Лигачев, Рыжков и другие, хотели быстро избавить народ
от этого векового недуга»
[17]. Поэтому в принятом 17 мая 1985 г. Ука-
зе Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьян-
ством и алкоголизмом, искоренении самогоноварения» был предусмот-
рен комплекс административных, правовых и профилактических мер,
направленных на борьбу с этим социальным бедствием. (Соответству-
ющие указы были приняты во всех союзных республиках.)
Исполнение данного указа было беспрецедентным по своим
масштабам (сокращение производства алкогольной продукции, неод-
нократное увеличение ее стоимости, принятие жестких администра-
тивных мер против распития спиртных напитков в общественных ме-
стах и др.). Организация практических мероприятий в регионах была
возложена на властвующую элиту, которая во исполнение данного
указа пошла по привычному пути жесткого администрирования, по-
чти не принимая во внимание пропагандистскую, профилактическую
сущность данного документа.
Как правило, антиалкогольная кампания на местах начиналась с за-
крытия большого количества магазинов, торговавших ликероводочной
продукцией. Например, в Белгороде в 1985–1987 гг. было закрыто 14
винных отделов гастрономов, в Воронеже — 16, в Тамбове —
12 [18]. Нередко комплекс мер, направленный на профилактику трез-
вости, этим и ограничивался.
Порой доходило до откровенного перебора. Так, первый секре-
тарь Крымского обкома Компартии Украины В.Н. Макаренко свиде-
тельствовал: «Лигачев требовал вырубить виноградники как перво-
основу производства алкогольной продукции… настаивал даже на
уничтожении знаменитой коллекции винного завода “Массандра”. И