Политическая элита регионов СССР и перестройка…
Гуманитарный вестник
# 9·2017 5
витие сети дошкольных учреждений и всеобщее обязательное
школьное обучение, получение профессионального образования, все-
общая занятость населения стали для нескольких поколений совет-
ских людей важными преимуществами социальной политики СССР.
По свидетельству Г.А. Зюганова, «под руководством партийной эли-
ты была создана не имеющая в мире аналогов система социальной
поддержки населения» [7]. Региональные центры относительно быстро
приобрели современный облик, и к середине 1980-х гг. там были обес-
печены твердые гарантии жизни цивилизованного человека.
Однако экономический монополизм государства снижал эффек-
тивность им же принимаемых мер. Можно согласиться с точкой зре-
ния Г.Х. Попова о том, что «административным путем… со скрипом
были созданы сносные условия жизни “маленького человека”»
[8].
Медленные темпы строительства нового жилья, уравнивание резуль-
татов труда, перманентный дефицит промышленных товаров, пере-
бои с продовольственным снабжением — все это способствовало ро-
сту скрытого недовольства населения регионов.
Усиление в середине 1960-х гг. консервативно-охранительных
подходов к результатам деятельности региональной политической
элиты СССР привело к ее нравственному перерождению. В регионах
страны возникли мощные номенклатурные кланы во главе с партийным
лидером ЦК Компартии союзной республики, краевого или областного
комитета КПСС, с фактически узаконенной психологией местничества
в конфликте интересов как с союзным центром, так и другими региона-
ми. Это сопровождалось ростом интереса к институту собственности,
фактическому пересмотру многих ключевых постулатов марксистско-
ленинской идеологии. По свидетельству Е.Т. Гайдара, «номенклатур-
ные бонзы почувствовали себя достаточно уверенно, и сделали первый
крупный шаг по переходу от роли управляющих (при отсутствующем
владельце) к положению реальных хозяев» [9].
Властвующая элита регионов, наряду с активно нарождающимся
теневым бизнесом в 60–80-е гг. ХХ в., приняла участие в латентном
(скрытом) установлении контроля над государственной собственно-
стью, преимущественно коррупционным путем. Об этом свидетель-
ствует серия возбужденных на рубеже 1970–1980-х гг. уголовных дел
о коррупции и иных злоупотреблениях в различных регионах. По
оценке В.И. Колесниченко, «в результате преступной деятельности
оказались похищенными значительные денежные средства, кото-
рые… раздавались в виде взяток сверху донизу»
[10].
В показаниях фигурантов так называемых рыбного, хлопкового,
овощного и других уголовных дел упоминались имена видных пред-
ставителей региональных элит. Это первые секретари ЦК Компартии
Узбекистана Ш.Р. Рашидов и И.Б. Усманходжаев, первый секретарь