В.Ю. Разумовский
6
Гуманитарный вестник
# 9·2017
Краснодарского крайкома КПСС С.В. Медунов, председатель испол-
кома Сочи В.А. Воронков и другие.
К середине 1980-х гг. региональная политическая элита пред-
ставляла собой весьма влиятельную политическую силу, объективно
не заинтересованную в каких-либо серьезных социальных переменах.
Подобное ее состояние не могло не вызывать серьезную озабочен-
ность у высшего политического руководства СССР. В отношениях с
партийными ставленниками на местах у него издавна сложились две
тенденции.
Первая, активно использовавшаяся в годы правления И.В. Стали-
на, заключалась в проведении периодических чисток среди регио-
нальных партийно-советских лидеров и элитных групп. Вызванная в
основном болезненной подозрительностью вождя, она преследовала
цель усиления контроля над региональными элитами, пресечения
местничества и сепаратизма. Так, первый секретарь любого респуб-
ликанского ЦК, краевого или областного комитета ВКП(б) — КПСС
не мог без личного разрешения главы государства выехать в коман-
дировку даже в соседний регион, например, для ознакомления с ор-
ганизацией мясозаготовок.
Вторая тенденция, к которой прибегал Н.С. Хрущев и отчасти
Л.И. Брежнев, заключалась в периодических (с большей и меньшей
степенью интенсивности) административных перестановках, смеще-
нии и назначении партийных и советских функционеров с одного по-
ста на другой и т. д. Подобная практика была обусловлена не только
решением кадровых проблем, но и применялась в качестве наказания
за нарушение партийной дисциплины, способствовала нейтрализации
возможного конкурента в борьбе за власть и др.
Данные тенденции обеспечивали лояльность региональных элит.
Однако превратить их в мощную политическую силу, направленную
на эффективное решение различных задач в своих регионах, зача-
стую не удавалось.
Начиная широкомасштабные реформы в середине 1980-х гг., но-
вое политическое руководство СССР, с одной стороны, традиционно
рассчитывало на лояльность региональных элит. С другой, планиро-
вало придать им мощный импульс развития посредством новых
принципов — гласности и демократизации.
Следует отметить, что региональная политическая элита уже не
являлась идеологическим монолитом, обеспечившим генезис Совет-
ского государства. Критические и даже оппозиционные настроения
постепенно проникли и в региональные партийно-государственные
органы. Многие работники ГК и РК КПСС, городских и районных
исполкомов отмечали скрытую напряженность в обществе, нараста-
ние конфликтности вследствие нерешенности многих социальных