Лингвокоммуникативный аспект обучения иностранных студентов употреблению конструкций с лексемой "есть": проблемы и решения - page 5

Лингвокоммуникативный аспект обучения иностранных студентов
5
время. При этом интонационный центр будет располагаться не на
существительных-объектах, а на словах, их характеризующих, то
есть на прилагательных, числительных, наречиях места и времени
(или предложно-падежных формах, выражающих эти же значения).
Заметим, что в некоторых предложениях субъект может быть вы-
ражен как существительным в родительном падеже после предло-
га
«у»
, так и притяжательным местоимением или прилагательным,
например:
● объект и его признак:
У Маши зелёные глаза
. —
Машины глаза
зелёные; У тебя старый телефон
. —
Твой телефон старый; У меня
умные дети
. —
Мои дети умные;
● объект и его место:
У неё квартира на Арбате
. —
Её квартира
на Арбате; У меня учебник дома.
Мой учебник дома;
● объект и его количество:
У меня мало фотографий; У бабушки
две пары очков;
● объект/событие и его время:
У меня поезд в двенадцать.
Мой поезд в двенадцать; У нас завтрак в восемь
.
В структуре
«У меня…»
характеризоваться может не только объ-
ект, но и сам субъект. Указываются его признак или состояние. Рас-
смотрим примеры:
● субъект и его признак:
У Карлоса карие глаза, греческий нос
и чёрные вьющиеся волосы; У них три кошки и собака;
● субъект и его состояние. Слово «состояние» имеет здесь самое
широкое значение, включающее самочувствие, положение дел:
У нас
мало времени; У ребенка насморк; Я не могу сейчас говорить
(по телефону):
у меня лекция; У нас один учебник на двоих; Идите
обедать, у меня всё на столе.
Таким образом, выбор синтаксической структуры (использование
или пропуск глагола
«есть»
) зависит от цели высказывания: сообщение
о наличии какого-то объекта или характеристика чего-то или кого-то.
В первом случае слово
«есть»
необходимо, во втором оно неуместно.
Следует также обратить внимание на то, что лексема
«есть»
вхо-
дит в состав не только структуры
«У меня есть…»
, указывающей
на субъект, но и в структуру типа
«В Москве есть…»
, указывающей
на место. Вот её синтаксическая схема:
Место (
в
/
на
+ предложный падеж существительного) +
есть
+ объект (именительный падеж существительного)
Естественно, ей противопоставлена идентичная схема без глагола
«есть»
. И так же двум структурам в русском языке соответствует од-
на в европейских:
«There is
/
are…»
— в английском,
«Hay…»
— в ис-
панском,
«Il y a…»
— во французском.
1,2,3,4 6,7,8
Powered by FlippingBook