Проблема отбора диалогических единиц в аспекте обучения коммуникативной грамматике русского языка как иностранного - page 6

Е.А. Ланцева
6
А. Сообщение — согласие / несогласие, подтверждение / отри-
цание.
В случае когда в стимулирующей реплике содержится побуж-
дение, совет, приказ, реагирующая реплика оформляется как слово-
предложение (
да, верно, хорошо, конечно, нет, нельзя
):
* — Надень пальто, а то холодно.
— Хорошо.
* — Доктор, мне можно на улицу?
— Нет, нельзя.
Б. Сообщение — противопоставление.
Взаимодействие этих
реплик выражается в ДЕ антонимической парой:
* — Придумала ты всё это!
— Нет, не придумала!
* — Вот и улетели птицы.
— Ничего, еще прилетят.
В. Сообщение — просьба, приказ, пожелание, поправка, бла-
годарность.
В этих ДЕ наблюдается относительная самостоятель-
ность стимулирующей и реагирующей реплик, связь между ними вы-
ражается общим смыслом единства:
* — Я ухожу!
— Купи по дороге хлеба!
* — Мне пора.
— Передай привет маме!
* — Дарю тебе книжку!
— Спасибо!
Анализируемые ДЕ в рамках схемы «сообщение — сообщение»
функционируют в ситуациях комментирования событий, обмена
мнениями, выражения необходимости, побуждения к действию, при-
ветствия, знакомства, эмоциональной оценки происходящих собы-
тий, выражения благодарности на какие-либо действия собеседника.
Если обратиться к анализу трёхчленных ДЕ, то по своей семанти-
ке они будут восходить к рассмотренным двучленным. Бесспорно то,
что зачастую ДЕ состоит из цепи расширенных высказываний, обра-
зующих сложный речевой комплекс и смысловое единство, в кото-
ром трудно четко разграничить характер взаимосвязанных реплик из-
за их монологичности. Это так называемый «информационный диа-
лог» [2, с. 202], который не характерен для тех, кто изучает русский
язык как иностранный.
1,2,3,4,5 7
Powered by FlippingBook