Проблема отбора диалогических единиц в аспекте обучения коммуникативной грамматике русского языка как иностранного - page 3

Проблема отбора диалогических единиц в аспекте обучения
3
1. Схема: «Вопрос — ответ».
А. Вопрос — утвердительный ответ.
В ответе используются
слова-предложения
«да»
,
«конечно»
,
«хорошо»
, может повторяться
вся конструкция вопросной реплики или один из её членов:
* — Это ваш сын?
— Да.
* — У тебя был с ним разговор?
— Да.
Как утверждения употребляются слова-обстоятельства:
— Как тебе это удаётся?
— Очень просто.
Б. Вопрос — отрицательный ответ.
В этой конструкции репли-
цирует слово-предложение
«нет»
, глагол-сказуемое
«не знаю»
, соче-
тания слова
«нет»
с глаголом-сказуемым и частицы
«не»
в виде лек-
сического повтора:
* — Ты ничего не потеряла?
— Нет.
* — В чем же причина?
— Не знаю.
* — О чём вы там разговариваете?
— Да мы не разговариваем.
В. Вопрос — прямой или косвенный ответ
на то, о чем спра-
шивается в вопросе. Прямой ответ имеет ту же конструкцию, что и
заданный вопрос, но с заменой вопросительного слова на определен-
ный член предложения:
* — Чей это дом?
— Это дом деда.
* — А вы где были?
— Мы — дома.
Формально-структурная зависимость, характерная для прямого от-
вета, в реагирующих репликах косвенного ответа нарушается, т. е. от-
сутствует (полностью или частично) дублирование членов предложе-
ния, хотя коммуникативная связь между репликами не нарушается:
* — Что ты смеёшься?
— Да так…
* — Ну что у тебя нового?
— Как всегда, одни проблемы…
1,2 4,5,6,7
Powered by FlippingBook