Проблема отбора диалогических единиц в аспекте обучения
5
3. Схема: «Сообщение — вопрос».
Семантика данных ДЕ восходит к предыдущему типу, но имеет
свои особенности.
А. Сообщение — уточняющий вопрос.
Уточняющие реплики
в указанных ДЕ оформляются, по нашим наблюдениям, в форме ме-
стоименных или наречных вопросов или же в сочетании с лексиче-
скими повторами:
* — Смотри, вон звезда летит!
— Где?
* — Надо найти его.
— Найти? Где?
С уточняющей репликой может быть употреблена конструкция,
которая по существу даёт ответ на вопрос, заданный самим же собе-
седником.
Б. Сообщение — побуждение в виде вопроса.
Вопрос-
побуждение, как правило, не повторяет лексику сообщения, являясь
самостоятельным высказыванием коммуниканта:
* — Мы уходим!
— А я пойду с вами?
В. Сообщение — эмоционально окрашенная реакция на ска-
занное в виде вопроса.
Вторая реплика выражает удивление, ра-
дость, огорчение собеседника в виде вопроса. Её грамматическая
оформленность — полный или неполный повтор предыдущей лекси-
ки или вопросительное слово (местоименное или наречное):
* — Письмо пришло!
— Письмо пришло?
* — Уже поздно, девять часов.
— Что? Девять?!
Перечисленные структурно-ситуативные типы ДЕ в рамках схе-
мы «сообщение — вопрос» обслуживают речевые ситуации следую-
щего характера: уточнение высказанного сообщения, выражение
удивления, огорчения, радости при наличии сообщения о событии,
новости, предположения.
4. Схема: «Сообщение — сообщение».
Отличается разнообразием входящих в неё структурно-
ситуативных типов ДЕ. В учебных целях мы выделяем следующие: