Проблема отбора диалогических единиц в аспекте обучения коммуникативной грамматике русского языка как иностранного - page 2

Е.А. Ланцева
2
Определяющими при отборе учебных типов ДЕ для нас явились
следующие принципы:
1. Принцип создания речевых образцов с учетом цели обучения.
В узком смысле последняя видится в практическом овладении грам-
матикой русского языка как структурообразующей основой речевого
акта.
2. Принцип ситуативно-тематической обусловленности. Это поз-
воляет учесть взаимосвязь между речевыми намерениями и формами
их языковой реализации в речевых ситуациях. Языковой материал в
составе ДЕ должен быть максимально приближен к теме занятия.
3. Принцип высокой степени естественности беседы. Он учиты-
вает особенности живой разговорной речи: употребление неполных
конструкций, повторов, слов-предложений, модальных слов.
4. Принцип построения коротких, а потому легко обозримых ре-
чевых образцов. Это предполагает отбор ДЕ, состоящих не более чем
из трёх реплик.
5. Принцип изоляции трудностей. В составе ДЕ должно отраба-
тываться только одно новое грамматическое явление.
6. Принцип высокой практической значимости речевых образцов
для обучаемого. Образец получает высокую практическую значи-
мость в том случае, если в результате его усвоения обучаемый при-
обретает способность освоить большое количество аналогичных си-
туаций.
Итак, с учетом вышеизложенного мы классифицировали ДЕ по
структурной соотнесенности с ситуацией речи и обозначили их как
«структурно-ситуативные типы диалогических единств». При отборе
нами рассматривались взаимодействия реплик-стимулов и реплик-
реакций по их назначению в определенной ситуации. Исследуемый
материал анализировался с позиций реагирующей (второй) реплики,
так как она характеризуется многообразием семантических значений,
является логическим завершением ДЕ или же стимулирует порожде-
ние новой реплики в диалоге. Использование широкого спектра реа-
гирующих реплик значительно расширило бы объём и пределы рече-
вой деятельности студентов, изучающих русский язык как иностран-
ный, приблизило бы их речь не только к естественным формам ком-
муникации, но и более точному употреблению речи в конкретных
ситуациях.
На примере речи респондентов нами выявлены следующие дву-
членные ДЕ.
1 3,4,5,6,7
Powered by FlippingBook