Проблема отбора диалогических единиц в аспекте обучения коммуникативной грамматике русского языка как иностранного - page 4

Е.А. Ланцева
4
Такие структурно-ситуативные типы ДЕ обслуживают следую-
щие речевые ситуации: выяснение причины, характеристики предме-
та, человека, явления, обмен мнениями, уточнение предмета разгово-
ра, получение сведений о результатах деятельности, оценку деятель-
ности, просьбу.
2. Схема: «Вопрос — контрвопрос».
Данная схема функционирует тогда, когда собеседник хочет
уточнить вопрос, переспрашивает говорящего при условии, что не
услышал вопрос или же не понял его, а также при встречном вопросе.
А. Вопрос — уточняющий вопрос.
В подобных ДЕ спрашивает-
ся о месте, времени, обстоятельствах действия. Выясняется объект
разговора. Для этого структурного типа характерно употребление во-
просительных местоимений
«какой?», «который?», «где?»:
* — А где же моя сумка?
— Какая?
* — Разве вы сегодня виделись?
— Где?
Б. Вопрос — переспрос.
В переспросах реплицируют вопроси-
тельные местоимения
«кто?», «что?», «как?».
Или же содержатся
вопросы с ответом:
* — А что он говорит?
— Что?
* — Ты идёшь с нами?
— С вами? Не знаю.
В. Вопрос — аналогичный вопрос.
По своей семантике вторая
реплика соответствует заданному вопросу или содержит ответ с та-
ким же вопросом:
* — А ты кто такой?
— А ты?
* — Как Вас зовут?
— Рита. А Вас?
Ситуациями функционирования вышеперечисленных структур-
но-ситуативных типов ДЕ «вопрос — контрвопрос» являются: уточ-
нение предмета разговора, желание получить информацию о наличии
чего-либо или кого-либо, выяснение местонахождения чего-либо, ко-
го-либо, знакомство.
1,2,3 5,6,7
Powered by FlippingBook