Региональная политическая элита и перестройка в СССР — упущенная возможность…
Гуманитарный вестник
# 6·2017 9
ских жертв, массовой миграции населения и связанных с ней много-
численных проблем.
В-третьих, гораздо больший эффект от экономической политики
по аналогии с Китаем дало бы поэтапное формирование элементов
рыночных отношений в сельском хозяйстве, легкой и пищевой про-
мышленности, торговле и сфере услуг. Поэтому важные для развития
новых экономических отношений законы СССР «О кооперации»,
«Об общих началах предпринимательства», «Об аренде и арендных
отношениях» следовало бы принимать в 1985–1986 гг., а не 3–4 года
спустя. По свидетельству Г.Х. Попова, это «дало бы быструю и
наглядную отдачу, укрепило бы социальную базу перестройки» [8].
Можно предположить, что своевременно принятый комплекс мер
при участии региональных элит дал бы положительный эффект уже к
1990 г., а спустя десятилетие насущные потребности граждан СССР
были бы в целом решены.
Если бы эти шаги были реализованы, то страна получила бы прин-
ципиально иную элиту. Ее отличительными чертами могли стать поли-
тический авторитет и доверие общества, жесткая исполнительская дис-
циплина и неукоснительное следование закону, способность к критике
и самокритике, восприимчивость к социал-демократическим и даже ли-
беральным ценностям и идеалам. (Данные ценности и принципы после-
довательно и осторожно внедрялись бы в общественные отношения.)
Можно предположить, что по мере экономических успехов и ро-
ста уровня жизни населения примерно к 2000 г. в СССР началась бы
демократизация политических отношений. Именно тогда мог быть
поставлен вопрос о принятии новой конституции и законодательного
закрепления переходного периода, в ходе которого должна была
сформироваться полноценная политическая система, основанная на
демократических принципах.
Однако за основу политических преобразований в СССР была
взята иная модель — либерально-демократическая. Данная модель
социальных преобразований предполагает реальную конкуренцию
среди правящей элиты, наличие политической оппозиции. Это обсто-
ятельство позволяло посредством свободных выборов качественно
изменять состав политической элиты, а институты гражданского об-
щества обеспечивали постоянную связь власти и общества. Благода-
ря наличию развитой системы артикуляции и агрегирования интере-
сов общество имеет возможность оказывать влияние на власть, вносить
коррективы в проводимый ей политический курс, и его результат пред-
сказуем. Несмотря на многочисленные издержки, эта модель перемен
способствовала относительно быстрому переходу общества в каче-
ственно иное состояние.
Именно такой путь избрали для себя страны Восточной Европы —
Польша, ГДР, Чехия, Словакия, Венгрия. Благодаря серии бархатных