Региональная политическая элита и перестройка в СССР — упущенная возможность…
Гуманитарный вестник
# 6·2017 5
Таким образом, к середине 80-х гг. ХХ в. политические элиты
союзных республик, краев и областей представляли собой, по сути
дела, мощные кланы партийных, советских и хозяйственных руково-
дителей, обладавших фактически неограниченной властью. (В союз-
ных республиках они имели к тому же ярко выраженный националь-
ный характер.) Сконцентрированные вокруг личности первого секре-
таря ЦК КП союзной республики, краевого или областного комитета
КПСС, основанные на круговой поруке и лишенные какого-либо со-
циального контроля, эти сообщества с фактически узаконенной пси-
хологией местничества сформировали механизм торможения многих
объективных социально-экономических процессов, так как представ-
ляли собой весьма влиятельную политическую силу, объективно не
заинтересованную в каких-либо серьезных переменах.
Однако системный кризис, в котором оказалось советское обще-
ство на рубеже 70–80-х гг. ХХ в., требовал поиска новых, во многом
нетрадиционных решений острых социальных проблем. Начиная ши-
рокомасштабные преобразования, новое политическое руководство
страны во главе с М.С. Горбачевым было осведомлено о состоянии
региональных элит, результатах их деятельности, в том числе и о
злоупотреблениях служебным положением некоторых ее представи-
телей. В то же время руководство было вынуждено выстраивать от-
ношения именно с региональной элитой как с единственной реальной
политической силой (иной в СССР просто не существовало).
Следует отметить, что среди региональных элит тоже постепенно
зрело понимание необходимости перемен. Сама властвующая элита со-
юзных республик, краев и областей (во всяком случае, наиболее
здравомыслящая ее часть) была недовольна результатами тех политико-
экономических процессов, к которым она была причастна. Оппозици-
онные настроения на рубеже 70–80-х гг. ХХ в. проникли в региональные
партийно-советские органы. Новый курс порождал определенную
надежду на изменение этой ситуации, укрепление ее позиций в резуль-
тате ротации, а также способствовал пересмотру сложившейся практики
административно-политического руководства, отказу от его некоторых
явно устаревших методов и принципов.
В 1985 г. перед СССР стоял выбор между двумя моделями пере-
мен: авторитарной, близкой к образцу реформ в Китае, и либерально-
демократической, положенной в основу преобразований Восточной
Европы. Каждая из этих моделей предполагала различную степень
участия в процессах перемен политической элиты, определенные
подходы к координации социальных процессов.
Из опыта реформ Китая СССР мог бы извлечь много полезного, так
как в стране была длительная экономическая и культурная изоляция от
внешнего мира, отсутствовали прочные демократические традиции и