В.Ю. Разумовский
8
Гуманитарный вестник
# 6·2017
Этот вопрос новый лидер партии М.С. Горбачев мог бы поста-
вить при подготовке XXVII съезда КПСС и, используя трибуну выс-
шего партийного форума, приступить к формированию своей поли-
тической опоры — рядовых коммунистов. Очевидно, XIX парткон-
ференция должна была состояться еще на рубеже 1986–1987 гг., а
часть ее резолюций — «О гласности», «О борьбе с бюрократизмом»,
«О правовой реформе» — наверняка получили бы поддержку боль-
шинства членов и кандидатов в члены партии.
В результате этих мер в 1986–1989 гг. демократическим путем
произошло бы очищение КПСС от политических и идеологических
ортодоксов, карьеристов, коррупционеров. Ключевые посты в пар-
тийном и отчасти советском аппарате регионов страны заняли бы
честные коммунисты, пользующиеся доверием и поддержкой пар-
тийных масс. Одновременно следовало бы снять ограничения на прием
в КПСС наиболее достойных граждан, ликвидировать все имеющиеся
процентные разнарядки в отношении различных групп населения. В
результате у инициатора перестройки появилась бы прочная полити-
ческая опора.
Во-вторых, новому генеральному секретарю ЦК КПСС М.С. Гор-
бачеву было необходимо немедленно приступить к решению нацио-
нального вопроса. В Советском Союзе, как в любом многонациональ-
ном государстве, не могли не существовать национальные противоре-
чия. Данные противоречия, как известно, наиболее ярко проявляются в
условиях экономических и политических кризисов, радикальных пере-
мен. Уже первые два года реализации нового политического курса об-
нажили многие национальные проблемы, активизировали массовые
общественные движения, идейной основой которых стал национализм.
Новое политическое руководство СССР не могло не знать о серь-
езных национальных проблемах, доставшихся ему в наследство. Од-
ним из первых симптомов начала широкомасштабных конфликтов на
националистической почве стали массовые беспорядки в октябре
1986 г. в Алма-Ате. Поэтому было необходимо как можно скорее
начать диалог с элитами союзных республик, а ситуацию мог бы раз-
решить новый Союзный договор.
Его подготовку представлялось целесообразным начать уже в
1987 г., а не три года спустя. Очевидно, следовало бы установить пе-
реходный период (например, на 10 лет), в ходе которого республи-
кам были бы переданы значительные полномочия в сфере государ-
ственного строительства, культурной автономии, экономического
развития и др. Если бы это произошло, то наверняка были бы сохра-
нены единое геополитическое пространство в границах СССР, сло-
жившиеся хозяйственные связи, социальные и культурные общности.
Удалось бы избежать также вооруженных конфликтов и человече-