Обучение русскому языку как иностранному на подготовительном отделении…
Гуманитарный вестник
# 3·2017 5
группы следует учитывать уже три фактора: уровень владения язы-
ком, будущую кафедру и ступень образования (или направление).
В большинстве случаев адаптация учащихся замедляется и в свя-
зи со сменой группы (особенно это касается тех, кто приехал первы-
ми — в начале сентября). Учебный год в России начинается 1 сен-
тября, но часто фактическое время приезда изменяется и сдвигается
на один-два месяца. Студенты, приехавшие первыми, начинают за-
ниматься, но все имеют разный уровень владения русским языком.
По мере наполнения группы происходит ее деление на подгруппы.
Затем приезжают новые студенты, которых распределяют по всем
существующим группам в зависимости от их знаний. Первые студен-
ты не всегда остаются в своей группе, со временем некоторым из них
приходится переходить в другую, привыкать к новым преподавате-
лям и коллективу. Такие переходы осуществляются, к сожалению,
достаточно часто и не способствуют повышению эффективности
учебного процесса. По этой же причине многие учащиеся вынужде-
ны в короткие сроки осваивать базовые понятия, чтобы догнать свою
группу. В данном случае следует воспользоваться компьютерными
программами, которые находятся в свободном доступе в Интернете.
Одна из них — «Время говорить по-русски» [10].
Следующая проблема — объединение в одной группе разновоз-
растных студентов. Сегодня стали прибывать учащиеся, получившие
только школьное образование. Наряду с этим увеличилось и количе-
ство слушателей, желающих продолжить обучение по специальности,
но не владеющих на соответствующем уровне русским языком, —
будущих магистрантов и аспирантов. Колебания в возрасте наблюда-
ются от 18 до 55 лет. Безусловными лидерами в разновозрастных
группах становятся старшие студенты, постоянно перехватывающие
инициативу у младших. Поэтому идеальным, по мнению автора,
и комфортным для слушателей является объединение в одной группе
учащихся с небольшой разницей в возрасте.
Однако многие преподаватели-практики отмечают, что обучение
иностранному языку в разновозрастной группе является наиболее
естественным и повышает уровень коммуникативного иноязычного
общения.
Еще одной проблемой, возникающей при обучении иностранных
слушателей ПОДа, является значительное увеличение количества че-
ловек в группе. Если ранее в группах было 6–8 или 8–10 человек, то
последние два года среднее количество учащихся в группах ПОДа
составляет 14–16 (в среднем — 12) человек. Это вызывает недоволь-
ство студентов и тревогу преподавателей.
Наиболее эффективными методами работы в разновозрастных
и многочисленных группах являются диалоги, беседы, ролевые игры,