1 / 8 Next Page
Information
Show Menu
1 / 8 Next Page
Page Background

Гуманитарный вестник

# 3·2017 1

УДК 808.2 DOI 10.18698/2306-8477-2017-3-423

Обучение русскому языку как иностранному

на подготовительном отделении:

проблемы и пути их решения

© Е.В. Пиневич

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Рассмотрены проблемы организационного и методического характера, связанные

с обучением русскому языку как иностранному на подготовительном отделении

(адаптация учащихся, выбор программы, деление на группы). Предложены пути их

решения, даны рекомендации.

Ключевые слова:

русский язык как иностранный, подготовительное отделение,

проблемы обучения

Русский язык в настоящее время преподают в каждом вузе России.

Наряду с другими общеобразовательными дисциплинами русский

язык является обязательным предметом для иностранных слушателей

подготовительных факультетов, а также для студентов специалитета,

бакалавров, магистрантов, аспирантов, стажеров [1, 2].

Обучение иностранных граждан русскому языку в МГТУ им. Н.Э. Бау-

мана имеет давнюю историю. Иностранных студентов начали при-

нимать в университет с 1952 г. Начиная с 2004–2005 гг. численность

студентов стала заметно возрастать, расширилась география (Мьян-

ма, Южная Корея, Китай, Вьетнам, Сирия и другие страны). Перед

всеми вузами была поставлена задача начать интеграцию в междуна-

родное образовательное пространство, чтобы «занять прочное место

на мировом рынке образовательных услуг» [3, с. 33]. Для оптимиза-

ции процесса обучения в университете в 2011 г. был создан факуль-

тет «Международные образовательные программы». В 2012 г. в

МГТУ им. Н.Э. Баумана уже обучались 215 человек из 27 стран мира

(США, Германии, Франции, Испании, Израиля, Китая, Бразилии,

Вьетнама и Мьянмы, представители Южной Америки и Восточной

Европы). В Государственной программе Российской Федерации «Раз-

витие образования» на 2013–2020 гг. было указано, что в российских

вузах будет примерно 10 % иностранных студентов к 2020 г. [3, 4].

В 2014–2015 гг. на кафедре «Русский язык» обучались 369 иностран-

ных граждан, а в 2015–2016 гг. — 424 человека более чем из 40 стран

(для сравнения: в РУДН обучаются представители из 146 стран,

в МГУ — более чем из 80 стран [5]). Для инженерного вуза это до-

вольно внушительная цифра.

Иностранные граждане, имеющие сертификат о законченном

среднем образовании, диплом бакалавра или диплом магистра, но не