Гуманитарный вестник
# 3·2017 1
УДК 808.2 DOI 10.18698/2306-8477-2017-3-423
Обучение русскому языку как иностранному
на подготовительном отделении:
проблемы и пути их решения
© Е.В. Пиневич
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Рассмотрены проблемы организационного и методического характера, связанные
с обучением русскому языку как иностранному на подготовительном отделении
(адаптация учащихся, выбор программы, деление на группы). Предложены пути их
решения, даны рекомендации.
Ключевые слова:
русский язык как иностранный, подготовительное отделение,
проблемы обучения
Русский язык в настоящее время преподают в каждом вузе России.
Наряду с другими общеобразовательными дисциплинами русский
язык является обязательным предметом для иностранных слушателей
подготовительных факультетов, а также для студентов специалитета,
бакалавров, магистрантов, аспирантов, стажеров [1, 2].
Обучение иностранных граждан русскому языку в МГТУ им. Н.Э. Бау-
мана имеет давнюю историю. Иностранных студентов начали при-
нимать в университет с 1952 г. Начиная с 2004–2005 гг. численность
студентов стала заметно возрастать, расширилась география (Мьян-
ма, Южная Корея, Китай, Вьетнам, Сирия и другие страны). Перед
всеми вузами была поставлена задача начать интеграцию в междуна-
родное образовательное пространство, чтобы «занять прочное место
на мировом рынке образовательных услуг» [3, с. 33]. Для оптимиза-
ции процесса обучения в университете в 2011 г. был создан факуль-
тет «Международные образовательные программы». В 2012 г. в
МГТУ им. Н.Э. Баумана уже обучались 215 человек из 27 стран мира
(США, Германии, Франции, Испании, Израиля, Китая, Бразилии,
Вьетнама и Мьянмы, представители Южной Америки и Восточной
Европы). В Государственной программе Российской Федерации «Раз-
витие образования» на 2013–2020 гг. было указано, что в российских
вузах будет примерно 10 % иностранных студентов к 2020 г. [3, 4].
В 2014–2015 гг. на кафедре «Русский язык» обучались 369 иностран-
ных граждан, а в 2015–2016 гг. — 424 человека более чем из 40 стран
(для сравнения: в РУДН обучаются представители из 146 стран,
в МГУ — более чем из 80 стран [5]). Для инженерного вуза это до-
вольно внушительная цифра.
Иностранные граждане, имеющие сертификат о законченном
среднем образовании, диплом бакалавра или диплом магистра, но не