Previous Page  2 / 8 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 8 Next Page
Page Background

Е.В. Пиневич

2

Гуманитарный вестник

# 3·2017

владеющие русским языком, проходят обязательную довузовскую

подготовку по русскому языку. Общее количество обучающихся

в МГТУ им. Н.Э. Баумана в последние годы на подготовительном от-

делении (ПОД) составляет более 100 человек (30 %) (для сравнения:

бакалавров — 30 %, магистрантов — 38 %, аспирантов — 2 %). Та-

ким образом, иностранные слушатели ПОДа представляют собой

особую, достаточно многочисленную группу.

Целью статьи является обозначение круга проблем, возникающих

при обучении на ПОДе, и возможных путей их решения, которые

позволят улучшить процесс обучения и поднять его на более высокий

уровень.

Вопросам обучения иностранцев на подготовительном отделении

посвящены многочисленные труды известных ученых, среди кото-

рых А.Н. Щукин, О.Д. Митрофанова, В.Г. Костомаров, Э.Г. Азимов,

Л.В. Московкин, Т.И. Капитонова, Л.С. Крючкова и др. Проблемы,

затронутые в трудах методистов, не потеряли своей актуальности, но

требуют конкретизации и более подробного рассмотрения в связи

с новыми условиями обучения, обстановкой, требованиями.

Иностранные граждане обучаются по индивидуальным образова-

тельным планам, соответствующим программам подготовки. Из ана-

лиза научно-методической литературы последних лет можно сделать

вывод о том, что одной из важнейших проблем становится

проблема

адаптации

учащихся на социальном, бытовом, учебном и других

уровнях [6–9]. Это стало решающим фактором при составлении про-

граммы дисциплины по русскому языку как иностранному (РКИ). По

ряду причин (различие в сроках начала обучения, способностях, воз-

расте, целях обучения и др.) было решено разработать четыре про-

граммы для слушателей ПОДа:

1) полный цикл обучения (уровни А1, А2, В1 — 884 ч);

2) базовый уровень (А2, В1 — 680 ч);

3) основной уровень (В1 — 472 ч);

4) основной уровень + (В1+

1

— 398 ч) (для стажеров и слушате-

лей из Мьянмы, которые обучаются на ПОДе 2 года: в первый год

осваивают уровни А1, А2, В1, во второй — В1+).

Программы дисциплины созданы на основе документов «Госу-

дарственный стандарт по русскому языку как иностранному. Первый

сертификационный уровень. Общее владение», «Государственный

образовательный стандарт по русскому языку как иностранному.

Первый и второй уровни. Профессиональные модули», «Образова-

__________

1

В1+ — промежуточный уровень, на котором осуществляется фундаментальная

подготовка к обучению в университете (слушанию лекций, написанию письменных

работ и т. д.).