Е.В. Пиневич
2
Гуманитарный вестник
# 3·2017
владеющие русским языком, проходят обязательную довузовскую
подготовку по русскому языку. Общее количество обучающихся
в МГТУ им. Н.Э. Баумана в последние годы на подготовительном от-
делении (ПОД) составляет более 100 человек (30 %) (для сравнения:
бакалавров — 30 %, магистрантов — 38 %, аспирантов — 2 %). Та-
ким образом, иностранные слушатели ПОДа представляют собой
особую, достаточно многочисленную группу.
Целью статьи является обозначение круга проблем, возникающих
при обучении на ПОДе, и возможных путей их решения, которые
позволят улучшить процесс обучения и поднять его на более высокий
уровень.
Вопросам обучения иностранцев на подготовительном отделении
посвящены многочисленные труды известных ученых, среди кото-
рых А.Н. Щукин, О.Д. Митрофанова, В.Г. Костомаров, Э.Г. Азимов,
Л.В. Московкин, Т.И. Капитонова, Л.С. Крючкова и др. Проблемы,
затронутые в трудах методистов, не потеряли своей актуальности, но
требуют конкретизации и более подробного рассмотрения в связи
с новыми условиями обучения, обстановкой, требованиями.
Иностранные граждане обучаются по индивидуальным образова-
тельным планам, соответствующим программам подготовки. Из ана-
лиза научно-методической литературы последних лет можно сделать
вывод о том, что одной из важнейших проблем становится
проблема
адаптации
учащихся на социальном, бытовом, учебном и других
уровнях [6–9]. Это стало решающим фактором при составлении про-
граммы дисциплины по русскому языку как иностранному (РКИ). По
ряду причин (различие в сроках начала обучения, способностях, воз-
расте, целях обучения и др.) было решено разработать четыре про-
граммы для слушателей ПОДа:
1) полный цикл обучения (уровни А1, А2, В1 — 884 ч);
2) базовый уровень (А2, В1 — 680 ч);
3) основной уровень (В1 — 472 ч);
4) основной уровень + (В1+
1
— 398 ч) (для стажеров и слушате-
лей из Мьянмы, которые обучаются на ПОДе 2 года: в первый год
осваивают уровни А1, А2, В1, во второй — В1+).
Программы дисциплины созданы на основе документов «Госу-
дарственный стандарт по русскому языку как иностранному. Первый
сертификационный уровень. Общее владение», «Государственный
образовательный стандарт по русскому языку как иностранному.
Первый и второй уровни. Профессиональные модули», «Образова-
__________
1
В1+ — промежуточный уровень, на котором осуществляется фундаментальная
подготовка к обучению в университете (слушанию лекций, написанию письменных
работ и т. д.).