Е.В. Пиневич
4
Гуманитарный вестник
# 3·2017
В каждой из программ обучение начинается с так называемого
входного теста для определения уровня владения русским языком.
Перед тестированием с каждым слушателем ПОДа проводят беседу
(сначала на факультете «Международные образовательные програм-
мы» (ФМОП), затем на кафедре русского языка) с целью выяснения
его стартового уровня. После этого в зависимости от продемонстри-
рованных знаний учащимся предлагается написать тест на владение
элементарным, базовым или первым сертификационным уровнем со-
гласно Государственному стандарту. Если слушатель не владеет рус-
ским языком, то автоматически попадает в «нулевую» группу. Про-
анализировав знания, умения и навыки студентов, ежегодно
приезжающих на обучение в МГТУ, можно сказать, что 5 % посту-
пают с нулевым уровнем знаний, 10 % владеют языком на хорошем
базовом уровне и выше, 40 % имеют базовый уровень и 45 % — так
называемый предэлементарный (немного говорят, понимают, пишут,
читают).
Следующим этапом организации обучения является
деление на
группы
. На первый взгляд кажется, что никаких проблем нет: следует
использовать данные диагностического тестирования и разделить сту-
дентов по группам. И действительно, первоначально именно так и по-
ступают преподаватели. Но далее начинаются трудности, связанные с
будущей специальностью студентов. Каждая инженерная кафедра
имеет определенный набор дисциплин, необходимых для подготовки к
обучению в вузе: или математика и физика, или математика и химия,
или информатика и математика и т. д. Соответственно деление слуша-
телей должно проводиться еще по одному критерию, а именно —
в зависимости от выбранной кафедры. Что же первостепенно: уровень
владения русским языком или общеобразовательные дисциплины, ко-
торые нужно знать иностранному абитуриенту? И то и другое одина-
ково важно, но не всегда есть возможность учесть оба критерия, по-
этому, как правило, в большинстве случаев происходит деление
в зависимости от факультета или кафедры, где будет продолжать обу-
чение слушатель.
Нет возможности и отсрочить изучение общеобразовательных
дисциплин. По утвержденным программам ФМОПа, только русский
язык слушатели нулевого, предэлементарного и базового уровней
изучают первые 4 недели, с 5-й начинается введение общеобразова-
тельных предметов.
Возникает еще одна проблема. На ПОД приезжают иностранцы,
которые будут обучаться и в бакалавриате, и в магистратуре, и в ас-
пирантуре. Как правило, студентов стараются объединить в одну
группу в зависимости от того, где они будут обучаться в следующем
году. Но это не всегда получается. Таким образом, при делении на