Обучение русскому языку как иностранному на подготовительном отделении…
Гуманитарный вестник
# 3·2017 3
тельная программа по русскому языку как иностранному. Предвузов-
ское обучение. Элементарный уровень. Базовый уровень. Первый
сертификационный уровень», «Программа по русскому языку для
иностранных граждан. Первый сертификационный уровень. Общее
владение» и др.
Создание не одной, а четырех программ позволяет значительно
индивидуализировать процесс обучения, ускорить адаптацию и по-
высить успеваемость студентов.
Каждая из программ делится на четыре модуля. В частности,
в программе так называемого полного цикла обучения содержатся
следующие модули: элементарный уровень, базовый уровень, основ-
ной уровень (предпороговый) и основной уровень (пороговый). Как
видно, деление на модули осуществлялось в соответствии с уровнями
владения РКИ. Начиная с элементарного уровня в программу вклю-
чается изучение научного стиля речи. Если в модуле 1 на научный
стиль отводится 80 аудиторных часов, то в модуле 4 — 90 часов.
Продолжительность обучения по одному модулю в среднем со-
ставляет 9 недель (так как в семестре 18 учебных недель). В каждом
модуле предусмотрены домашние задания и контрольные работы
(промежуточные и рубежные).
Кроме того, в программе зафиксировано, что практические заня-
тия можно проводить в форме экскурсий в объеме 4 часов за один
модуль.
Несомненным достижением в обучении на ПОДе является вклю-
чение в программу лингвокультуроведческого аспекта. Во всех четы-
рех программах в модуле 4 студентам предлагается прослушать лек-
ции, формирующие, развивающие и систематизирующие знания по
истории, географии, экономике, политике и культуре России. К концу
учебного года студенты владеют достаточным лексическим запасом
слов для знакомства с историей и культурой страны изучаемого языка.
Тем более что страноведение является не только эффективным сред-
ством изучения иностранцами истории и культуры России, традиций и
обычаев русского народа, но и важным инструментом пополнения и
совершенствования языковых знаний и умений, расширения коммуни-
кативной компетенции. Во время чтения лекций ставится задача со-
здать историко-социокультурную базу знаний об историческом разви-
тии культурного наследия страны; сформировать собственный стиль
иноязычного речевого и социокультурного поведения, а также привить
интерес и уважение к культурным и социальным традициям других
народов для реализации адекватного общения и взаимопонимания
представителей разных культур. Объем лекций — 10 ч. Лекции читают
в технически оборудованной аудитории с возможностями показа пре-
зентаций, прослушивания аудио- и видеофрагментов.