Философия техники: проблемы и перспективы развития
Гуманитарный вестник
# 2·2017 9
контролировать свою деятельность. В современном мире стало оче-
видным возрастающее влияние техники на людей. Ее развитие, техни-
ческий прогресс остановить невозможно, но теоретики дают разные
оценки процессам, наблюдаемым в эпоху постиндустриальной, ин-
формационной цивилизации. Существует мнение, что прогресс неиз-
бежен, он служит во благо человечества. Есть авторы, которые песси-
мистически оценивают технический прогресс. Они подчеркивают, что
техника выходит из-под контроля, она порабощает человека. Так,
Д.И. Дубровский высказал опасение, что человечество движется в ту-
пик, знает это, но не может приостановить самоубийственную дея-
тельность [10, с. 240–242]. Примером может служить возрастающая
зависимость от информационных систем, инфосферы, электронных
гаджетов и пр. Появился даже манифест «Вы не гаджет» американско-
го исследователя Дж. Ланира [11]. Ланир утверждает, что многие лю-
ди в эпоху компьютеризации ставят алгоритмы, цифровой контент
выше личности, уподобляют свой внутренний мир информации, со-
держащейся в гаджете. Не отрицая очевидной позитивности процес-
сов, нельзя не задуматься о сопутствующих негативных тенденциях,
проявившихся в ходе технического прогресса: падение качества обра-
зования, снижение способности обучающихся к запоминанию, раз-
мышлению, усвоению сложных проблем, преобладание клипового
мышления, рост некоммуникабельности и т. п. Все больше свободного
времени люди проводят за техническими устройствами, попадая в за-
висимость от них, не уделяя внимание духовному росту, саморазви-
тию, улучшению своих качеств, полагая, что технический прогресс
исправит за них все ошибки.
Развитие техники, технический прогресс, а также применение до-
стижений прогресса не следует пускать на самотек. Человек обязан
их контролировать. Очевидно, что не сами по себе технические
устройства или изобретения, но идеи, рождающиеся в головах субъ-
ектов, способны вызывать изменения, если находится возможность
их объективировать, включить в техническую реальность современ-
ного мира. Приобщение к цивилизации не означает простого приня-
тия и использования технических объектов, оно прививается воспи-
танием, обучением, передачей технических знаний, формированием
сознания и мышления личности, направленного на техническое твор-
чество. Свидетельством тому могут служить мощные прыжки в сфе-
ре технического прогресса «азиатских тигров», включая современ-
ный Китай. Известно, что как только Китай перестал закупать по
традиционной схеме на Западе машины и перешел к перестройке
всей экономической, образовательной и технологической сферы,
наметился его отчетливый технический и экономический рост. Будем
надеяться, что и Россия, поставленная в ситуацию необходимости
импортозамещения, найдет в себе силы на перестройку мышления