Т.П. Малькова
6
Гуманитарный вестник
# 2·2017
поскольку без налаженного механизма накопления, фиксации и транс-
ляции знаний никакое техническое развитие в обществе просто невоз-
можно. Энгельмейер понимал важность антропного фактора в техни-
ческом творчестве. Он был знаком с принципами основоположения
и органопроекции, описанными Э. Каппом [8, с. 176–178].
Принцип органопроекции гласил, что человек во всех искусствен-
ных объектах бессознательно воспроизводит свои органы и познает
себя, благодаря этим артефактам. Энгельмейер считал, что этот прин-
цип работает только для примитивных артефактов: ножа, молотка
и топора, продолжающих и усиливающих наши конечности. Вероят-
но, на первых порах техника была органопроектна, но с ее развитием
создавались такие технические устройства, которые принципиально
не совпадают с органами тела человека или с его организмом в целом
(танки, подводные лодки, ракеты, компьютеры и пр.). Вспомнив сло-
ва Протагора «Человек есть мера всего существующего», можно
предположить, что человек, видимо, склонен к некоторому антропо-
морфизму в создаваемых им приборах, например, современных робо-
тах-гомункулусах.
Таким образом, обозначены две тенденции в создании техниче-
ских объектов: уход от человеческого подобия и стремление к нему.
Впоследствии антропологический критерий, вводимый в философию
техники, проявился еще в одном аспекте: не утратится ли контроль
человека над развитием техники, сумеет ли человечество справиться
с последствиями, которые в результате использования техники могут
нанести ему вред. Чрезвычайно актуальны требования теоретиков
философии науки о том, что «всем центробежным устремлениям
в науке и технике должно соответствовать равное по силе центро-
стремительное движение к глубинам человеческого духа, что позво-
лит достичь антропологического масштаба в контроле над техникой»
[5, с. 12].
Анализ публикаций позволяет дать следующее понимание сущно-
сти философии техники. Философия техники — это, во-первых, особая
философская дисциплина, которая призвана изучать духовные и миро-
воззренческие (онтологические, гносеологические, экзистенциальные)
аспекты технонауки и технического мира, сущности техники и этапов
ее эволюции. Во-вторых, это та сфера особой рациональной деятель-
ности, где формируются ценностные (праксеологические, аксиологи-
ческие, коммуникативные, этические) основы технического мира, сама
идея технического (техне). Данная дисциплина рассматривает не толь-
ко вопрос о том, что представляет собой современная техника, какова
сущность неживой и живой технической (био-, техно-, инфосфера) ма-
терии, но и как мир технического встраивается в бытие человека
и человечества в целом, каковы перспективы развития техники и гу-
манизации технической реальности. Предмет философии науки опре-