Философия техники: проблемы и перспективы развития
Гуманитарный вестник
# 2·2017 5
Технику он оценивал так: «Своими приспособлениями она усилила
наш слух, зрение, силу и ловкость, она сокращает расстояние и время
и вообще увеличивает производительность труда. Наконец, облегчая
удовлетворение потребностей, она тем самым способствует нарож-
дению новых потребностей… Техника покорила пространство и вре-
мя, материю и силу, и сама служит той силой, которая неудержимо
гонит вперед колесо прогресса» [6, с. 8].
Энгельмейер был исследователем с широким кругом интересов.
Например, занимался проблемами автомобилизма в России, разраба-
тывал теорию творчества (исследовал креативность в сфере техниче-
ской деятельности), изучал влияние искусства на технику, рассмат-
ривал юридические проблемы. Разработанная им программа до сих
пор востребована современными теоретиками. Отметим задачи, ко-
торые ученый сформулировал в ходе разработки философии техники,
весьма актуальные в науке и сегодня:
1) исследование взаимосвязи и взаимодействий между наукой
и техникой;
2) изучение внешних и внутренних факторов влияния культуры
в целом на развитие техники (предвосхитившее идеи, позднее вы-
двинутые в рамках экстернализма и интернализма);
3) разработка теории изобретательства и анализ факторов стиму-
лирования инженерного творчества, которые развиваются в совре-
менных концепциях креативности [7, с. 36–40].
Все эти задачи неизбежно расширяют философию техники до фи-
лософии деятельности. Энгельмейер и его современники наметили
идею о необходимости анализировать технику не только в онтологи-
ческом или гносеологическом плане, но и субъектно-деятельностном,
учитывающем антропный фактор. По мнению Энгельмейера, анализ
становления любого изобретения — процесс, который можно охарак-
теризовать с помощью трехакта: знания, желания и умения (другими
словами — целеполагания, формулировки плана достижения цели и
его действительного материального осуществления). Необходимо от-
метить, что субъекту технико-технологической деятельности в модели
трехакта следовало бы уделить большее внимание. По мнению автора
статьи, нужно исходить из двойственной природы субъекта. Субъект
технического творчества в техногенном обществе должен не только
освоить весь комплекс технических знаний, необходимых для реали-
зации задуманных им технических новаций. Он не просто субъект-
носитель знаний и навыков, способный интериоризировать заложен-
ные в артефакты смыслы, он еще и творец новой технической реаль-
ности, культуры современного и будущего общества. Технические
знания объективируются не только в технической (экспериментально-
практической) деятельности, но и в продуктах научно-теоретической
деятельности (учебники, книги, статьи, конференции, форумы и т. д.),