Гуманитарный вестник
# 2·2017 1
УДК 101.1+130.2.62 DOI 10.18698/2306-8477-2017-02-416
Философия техники:
проблемы и перспективы развития
© Т.П. Малькова
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Проанализирован феномен техники, технической реальности, рассмотрены
структура феномена и появление дисциплины философия техники. Приведены
идеи классиков новой дисциплины, выделены проблемы, способствующие ее даль-
нейшему развитию. Автор дает собственную трактовку современной техниче-
ской реальности, субъекта технического творчества, выделяет закономерности
и перспективы развития науки. Обоснован вывод о необходимости осознания тех-
носферы как неотъемлемой составляющей бытия человека, которой необходимо
управлять.
Ключевые слова
:
техника, техническая реальность, субъект технического твор-
чества, техническая деятельность, техногенная цивилизация, философия техники,
матрица философии техники
Техника как феномен зародилась
на заре человеческой культуры:
для выживания в суровых природных условиях люди создавали раз-
личные артефакты. У человека слабо выражены необходимые для
выживания инстинкты, нет врожденного поведенческого амплуа и
«оружия» в теле, как у большинства животных. Вся история челове-
чества — это история творчества, в том числе технического, способ-
ствовавшего адаптации людей к миру, подчинению среды обитания
их возрастающим социокультурным потребностям. Однако техника
как феномен становится объектом специального исследования только
в XIX в. с появлением новой дисциплины — философии техники.
В XXI в. сложилась техногенная цивилизация с глобальной техно- и
инфосферой, поэтому проблемы, исследуемые в рамках философии
техники, приобрели особую актуальность, о чем свидетельствуют ма-
териалы «круглого стола» на тему «Наука. Технология. Человек»,
опубликованные в журналах «Вопросы философии» и «Философия
науки и техники» [1, с. 5–39]. Так, В.А. Лекторский подчеркнул, что
гуманитарные науки не должны позволять современной технике
и технонауке превращать человека в постчеловека, лишенного своей
личностной сущности [1, с. 9], что «развитие по односторонне техно-
логическому пути может привести лишь к разрушению человека»
[1, с. 19]. Отмечалось, что в рамках постпозитивизма признается ак-
туальным изучение не только истории и философии науки (HPS), но
и науки и технологии (STS). Понимая дискуссионность и много-
аспектность поднимаемых учеными проблем, участники обсуждения