Философия техники: проблемы и перспективы развития
Гуманитарный вестник
# 2·2017 7
делился, при этом сама дисциплина продолжает наполняться совре-
менным содержанием.
Безусловно, современная философия техники дает более полное
и глубокое понимание техники и технического, а также задач их ис-
следования. В философии техники рассматриваются все отмеченные
выше аспекты. Давая трактовку технического, автор статьи будет ис-
ходить из деятельностной, т. е. сущностной (экзистенциальной) при-
роды человека — субъекта технического творчества. Между человеком
и результатом его труда (артефактом) есть опосредованное звено —
деятельность. Субъект, взаимодействуя с природой, накапливает зна-
ния, которые комбинируются, творчески перерабатываются в созна-
нии. Создаются идеальные модели, идеализированные объекты бу-
дущих технических систем. Затем идеи объективируются в виде
чертежей, моделей, опытных образцов. Проверяются их полезность,
возможность использования, удобство, эргонометричность и пр.
В любой искусственный объект создатель закладывает свои идеи,
смыслы которые расшифровывает потребитель, т. е. в техническом
объекте всегда есть некоторая потаенность. Техне — это не просто
техническая сторона дела, это один из способов сокрытия и раскры-
тия заложенного создателем смысла, значения, функции. Если на
первых порах в артефакт закладывались смыслы, раскрываемые че-
рез материал, форму, функцию, то с развитием культуры — все
больше смыслов и значений (знаково-символические системы), кото-
рые зависят от уровня развития науки, сложившейся в культуре мен-
тальности и типа рациональности. Современная техника, особенно
в информационную эпоху, за счет знаково-символических систем
усилила «потаенное» в технических объектах. Изучив и определив
уровень современной техники, формы ее объективации, человек
должен осознавать степень технической новизны и, опираясь на со-
ответствующие научно-технические знания, подготовить себе воз-
можность свободного использования техники во благо человечества.
Способствовать формированию субъекта, адекватно функционирую-
щего в новой технической реальности (свободно пользующегося циф-
ровыми технологиями), — сегодня одна из актуальных задач филосо-
фии техники. В гносеологическом аспекте техническая деятельность
является серьезной базой для возникновения важнейших современных
знаний. Исторически именно техника как процесс материализации
мысли на практике породила систему знаний, став источником разви-
тия технических наук.
Изучение технонауки в рамках философии техники имеет множе-
ство трудностей. Немецкая исследовательница философии техники
Элизабет Штрекер отметила некоторые сложности дисциплины, об-
суждаемые в течение последних двадцати лет [9, с. 54–68]. В порядке
опыта она сформулировала своего рода базисную матрицу из четы-