Previous Page  7 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 14 Next Page
Page Background

Философия техники: проблемы и перспективы развития

Гуманитарный вестник

# 2·2017 7

делился, при этом сама дисциплина продолжает наполняться совре-

менным содержанием.

Безусловно, современная философия техники дает более полное

и глубокое понимание техники и технического, а также задач их ис-

следования. В философии техники рассматриваются все отмеченные

выше аспекты. Давая трактовку технического, автор статьи будет ис-

ходить из деятельностной, т. е. сущностной (экзистенциальной) при-

роды человека — субъекта технического творчества. Между человеком

и результатом его труда (артефактом) есть опосредованное звено —

деятельность. Субъект, взаимодействуя с природой, накапливает зна-

ния, которые комбинируются, творчески перерабатываются в созна-

нии. Создаются идеальные модели, идеализированные объекты бу-

дущих технических систем. Затем идеи объективируются в виде

чертежей, моделей, опытных образцов. Проверяются их полезность,

возможность использования, удобство, эргонометричность и пр.

В любой искусственный объект создатель закладывает свои идеи,

смыслы которые расшифровывает потребитель, т. е. в техническом

объекте всегда есть некоторая потаенность. Техне — это не просто

техническая сторона дела, это один из способов сокрытия и раскры-

тия заложенного создателем смысла, значения, функции. Если на

первых порах в артефакт закладывались смыслы, раскрываемые че-

рез материал, форму, функцию, то с развитием культуры — все

больше смыслов и значений (знаково-символические системы), кото-

рые зависят от уровня развития науки, сложившейся в культуре мен-

тальности и типа рациональности. Современная техника, особенно

в информационную эпоху, за счет знаково-символических систем

усилила «потаенное» в технических объектах. Изучив и определив

уровень современной техники, формы ее объективации, человек

должен осознавать степень технической новизны и, опираясь на со-

ответствующие научно-технические знания, подготовить себе воз-

можность свободного использования техники во благо человечества.

Способствовать формированию субъекта, адекватно функционирую-

щего в новой технической реальности (свободно пользующегося циф-

ровыми технологиями), — сегодня одна из актуальных задач филосо-

фии техники. В гносеологическом аспекте техническая деятельность

является серьезной базой для возникновения важнейших современных

знаний. Исторически именно техника как процесс материализации

мысли на практике породила систему знаний, став источником разви-

тия технических наук.

Изучение технонауки в рамках философии техники имеет множе-

ство трудностей. Немецкая исследовательница философии техники

Элизабет Штрекер отметила некоторые сложности дисциплины, об-

суждаемые в течение последних двадцати лет [9, с. 54–68]. В порядке

опыта она сформулировала своего рода базисную матрицу из четы-