Е.И. Замараева
6
Гуманитарный вестник
# 01·2017
ностью исторических судеб, благодаря которому создавалось и со-
вершенствовалось государство Российское, определялись в течение
многих веков его внешняя и внутренняя политика и экономика, вы-
рабатывалась система общемировоззренческих ориентиров, ценно-
стей и идеалов, консолидация социокультурной среды и этноконфес-
сиональных отношений.
Чтобы отдельные территории России существовали как целое
государство, нужно, по мнению евразийцев, наличие единого суб-
страта государственности. Замена национального субстрата классо-
вым не определяет прочность государства. «Следовательно, нацио-
нальным субстратом того государства, которое называется СССР,
может быть только вся совокупность народов, населяющих это госу-
дарство, рассматриваемая как особая многонародная нация и в качестве
таковой обладающая своим национализмом. Эту нацию мы называем
евразийской
, ее территорию —
Евразией
, ее национализм —
евразий-
ством
» [7, с. 423]. «Это “братство народов” выражается в том, что
здесь нет противоположения “высших” и “низших” рас, что взаимные
притяжения здесь сильнее, чем отталкивания, что здесь легко просыпа-
ется “воля к общему делу”», — полагал П.Н. Савицкий [8, с. 302].
Обращаясь к вопросу национальной организации, евразийцы
принимали во внимание как историческое наследие России, так и
сложившийся на момент расцвета их движения федеративный строй
Советского Союза, ставя цель интегрировать положительный опыт
прошлого и работающие элементы настоящего в рамках общей кон-
цепции существования единого евразийского культурного мира.
Евразийское государство представляет собой наднациональное це-
лое, организованное в соответствии с идеей «общеевразийского
национализма». Установившийся федеративный строй, с точки зре-
ния евразийцев, требовал замены идеологического начала, так как
нес в себе внутренние противоречия: с одной стороны, большеви-
ками декларируется право на национальное самоопределение, с дру-
гой — идет обезличивание целых народов. Евразийский же принцип
объединения народов имеет культурно-историческую основу: госу-
дарственно-политическое единство России исходит из исторической,
геополитической, экономической, правовой и, самое главное, куль-
турной общности народов, живущих в евразийском месторазвитии.
Игнорирование этих факторов при рассмотрении политико-правовых
основ административно-территориального деления, по мнению евра-
зийцев, неминуемо приводит к распаду народов, и как показала исто-
рия, вполне обоснованно, так как вопрос об объединении народов,
населяющих евразийские пространства, остается важным и по сей
день. Как отмечал известный исследователь евразийства Н.С. Семен-
кин, «из цивилизационной специфики России вытекает и особая при-