Е.И. Замараева
4
Гуманитарный вестник
# 01·2017
зис демократии, по мнению Н.С. Трубецкого, вызывается тем, что
демократическое общественное мнение склонно постоянно меняться,
влияя тем самым на текущую политику и непрерывно порождая раз-
личные противоречия и конфликты. Поэтому при демократическом
строе постоянно существует опасность окончательного распада де-
мократического государства.
Н.С. Трубецкой решительно отвергает и аристократический (во-
енно-аристократический), и демократический (плутократическо-де-
мократический) строи как негодные для будущей новой России и
предлагает другой подход к строительству Российского государства с
принципиально иным политическим, экономическим, социальным,
культурным и бытовым укладом и новым типом отбора правящего
слоя. Это заново создаваемое идеократическое государство должно
быть сильным, так как только могущественная страна жизнеспособна
и жизнедеятельна, а этому не содействуют ни парламентаризм, ни
многопартийность, ни принцип разделения властей.
Каковы же характерные особенности подобного государства?
Это, во-первых, государственный максимализм, т. е. активное
участие государства во всех сферах жизни общества. Во-вторых,
близко стоящая к народу сильная власть, основанная на выборном
начале при постоянном совершенствовании техники выборов и ра-
боты выборных учреждений. И, наконец, усиленное огосударствле-
ние общественных организаций при их широком и активном участии
в государственном строительстве. При этом многопартийность, столь
характерная для демократии, вовсе не должна поощряться, а совет
вождей либо один из вождей, т. е. лидер единой и единственной пар-
тии, должен быть наделен высшей властью в идеократическом госу-
дарстве. При этом в идеократическом государстве непременно необ-
ходимо существование и своего правящего слоя, и своего особого
государственного правительственного актива.
Н.С. Трубецкой так трактует понятие «правящий слой»: «Взгляд
на государственно организованное человеческое общество как на живое
организованное единство предполагает существование в этом обществе
особого
правящего слоя
, т. е. совокупности людей, фактически опреде-
ляющих и направляющих политическую, экономическую, социальную
и культурную жизнь общественно-государственного целого» [5, с. 407].
При этом права представителей и правящего слоя, и государственного
правительственного актива функционально жестко связаны с обязанно-
стями: чем больше прав, тем больше обязанностей и ответственности.
Между тем и правящий слой, и государственный правительственный
актив в идеократическом государстве, согласно Н.С. Трубецкому, отби-
раются по приоритетному признаку, которым является высокая сте-
пень приверженности идее-правительнице.