Гуманитарный вестник
# 01·2017 1
УДК
130.2:321.01
DOI 10.18698/2306-8477-2017-01-412
Вопросы государства и государственности
в классическом евразийстве
© Е.И. Замараева
Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, 125993, Россия
Рассмотрены проблемы государства и государственности в учении евразийцев.
Проанализированы ключевой евразийский концепт — идеократическое государ-
ство, а также сущностные характеристики евразийской концепции государ-
ственного устройства, такие как идеократия, автаркия, идея-правительница,
правящий отбор, гарантийное государство. Структурирующим концептом госу-
дарства является общеевразийский национализм, который евразийцы трактуют
как архетип идеологии, основу национальной идеи. Исследованы главные принципы
социально-экономического устройства евразийского государства. Сделан вывод о
том, что евразийская концепция государства может быть использована для за-
метного обогащения современной научной теории, а также для решения задач
модернизации российского общества на современном этапе его развития, так как
в данной концепции учтены специфические национальные, геополитические, исто-
рические и культурные особенности государства, что позволяет сохранить само-
бытность и многообразие евразийского мира.
Ключевые слова:
Евразия, евразийство, идеократия, правящий отбор, идея-пра-
вительница, автаркия, общеевразийский национализм
Концептуальный пересмотр геополитической картины мира, ко-
торый наблюдается в последние годы, особенно остро ставит перед
РФ вопросы государственного устройства, что заставляет обратиться
к наследию отечественных мыслителей прошлого, пытавшихся осо-
знать место и роль России в мировом историческом процессе, в том
числе к учению евразийства. Проблемы государства, поставленные
евразийцами, актуальны в нынешнюю эпоху строительства новой
российской государственности. Евразийские идеи сегодня востребо-
ваны различными политическими и общественными движениями
России и в определенной степени воплощены в современной полити-
ческой практике.
Сами евразийцы определялись в историческом пространстве сле-
дующим образом: «Евразийство есть пореволюционное политиче-
ское, идеологическое и духовное движение, утверждающее особен-
ности культуры Российско-Евразийского мира» [1, с. 7]. Россия-
Евразия, с точки зрения евразийского учения, — это территория (в
топографическом плане объединяющая Восточно-Европейскую, Си-
бирскую и Туркестанскую равнины, возвышенности и горы, отделя-