1 / 10 Next Page
Information
Show Menu
1 / 10 Next Page
Page Background

Гуманитарный вестник

# 01·2017 1

УДК

130.2:321.01

DOI 10.18698/2306-8477-2017-01-412

Вопросы государства и государственности

в классическом евразийстве

© Е.И. Замараева

Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, 125993, Россия

Рассмотрены проблемы государства и государственности в учении евразийцев.

Проанализированы ключевой евразийский концепт — идеократическое государ-

ство, а также сущностные характеристики евразийской концепции государ-

ственного устройства, такие как идеократия, автаркия, идея-правительница,

правящий отбор, гарантийное государство. Структурирующим концептом госу-

дарства является общеевразийский национализм, который евразийцы трактуют

как архетип идеологии, основу национальной идеи. Исследованы главные принципы

социально-экономического устройства евразийского государства. Сделан вывод о

том, что евразийская концепция государства может быть использована для за-

метного обогащения современной научной теории, а также для решения задач

модернизации российского общества на современном этапе его развития, так как

в данной концепции учтены специфические национальные, геополитические, исто-

рические и культурные особенности государства, что позволяет сохранить само-

бытность и многообразие евразийского мира.

Ключевые слова:

Евразия, евразийство, идеократия, правящий отбор, идея-пра-

вительница, автаркия, общеевразийский национализм

Концептуальный пересмотр геополитической картины мира, ко-

торый наблюдается в последние годы, особенно остро ставит перед

РФ вопросы государственного устройства, что заставляет обратиться

к наследию отечественных мыслителей прошлого, пытавшихся осо-

знать место и роль России в мировом историческом процессе, в том

числе к учению евразийства. Проблемы государства, поставленные

евразийцами, актуальны в нынешнюю эпоху строительства новой

российской государственности. Евразийские идеи сегодня востребо-

ваны различными политическими и общественными движениями

России и в определенной степени воплощены в современной полити-

ческой практике.

Сами евразийцы определялись в историческом пространстве сле-

дующим образом: «Евразийство есть пореволюционное политиче-

ское, идеологическое и духовное движение, утверждающее особен-

ности культуры Российско-Евразийского мира» [1, с. 7]. Россия-

Евразия, с точки зрения евразийского учения, — это территория (в

топографическом плане объединяющая Восточно-Европейскую, Си-

бирскую и Туркестанскую равнины, возвышенности и горы, отделя-