Previous Page  5 / 10 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 10 Next Page
Page Background

Вопросы государства и государственности в классическом евразийстве

Гуманитарный вестник

# 01·2017 5

В связи с этим Н.С. Трубецкой вводит в евразийский обиход по-

нятие «идеократия», т. е. означающее новый тип государственного

управления, при котором главным принципом отбора в формирова-

нии правящего слоя является служение определенной идее. «Одной

из основ евразийства является утверждение, что демократический

строй современности должен смениться строем идеократическим.

Под демократией разумеется строй, в котором правящий слой отбира-

ется по признаку популярности в известных кругах населения, причем

основными формами отбора являются в плане политическом — изби-

рательная кампания, в плане экономическом — конкуренция. Под

идеократией же понимается строй, в котором правящий слой отбира-

ется по признаку преданности одной общей идее-правительнице»

[2, с. 523].

С точки зрения Н.С. Трубецкого, правящий отбор предусматри-

вает постоянное пополнение правящего слоя и государственного

правительственного актива лучшими представителями народа. Вме-

сте с тем в идеократическом государстве должна существовать осо-

бая система достойного образования и воспитания, с помощью кото-

рой создается естественный кадровый резерв готовых к жизни, силь-

ных духом граждан, которые смогли бы найти себя в различных

отраслях народно-хозяйственной и государственной деятельности,

постоянно пополняя правящий слой и государственный правитель-

ственный актив.

Практика правящего отбора должна способствовать воспитанию

верности евразийским идеям, организованности, уважения к труду,

стремления постоянно учиться и совершенствоваться, широкому круго-

зору. Основная задача всей системы подготовки будущих граждан (в

том числе и внешкольных организаций молодежи) — это любовь к Ро-

дине и уважение ее прошлого, т. е. та «любовь к родному пепелищу,

любовь к отеческим гробам», о которой писал А.С. Пушкин. Ведь, с

точки зрения Н.С. Трубецкого, жизнеспособны только те народы, у

которых существует культ предков и национальных героев (напри-

мер, Китай и Япония).

Созидающая благо, государствообразующая идея-правительница

является своеобразным архетипом идеологии многонационального

общеевразийского идеократического государства. В программном

евразийском документе «Евразийство. Опыт систематического из-

ложения» указано: «Идеей-правительницей подлинно идеократиче-

ского государства может быть только благо совокупности народов,

населяющих данный автаркический мир» [6, с. 354].

Именно в качестве такой идеи-правительницы евразийцы предла-

гают общеевразийский национализм, трактуемый ими как единый

наднациональный интерес народов России-Евразии, связанных общ-