Вопросы государства и государственности в классическом евразийстве
Гуманитарный вестник
# 01·2017 5
В связи с этим Н.С. Трубецкой вводит в евразийский обиход по-
нятие «идеократия», т. е. означающее новый тип государственного
управления, при котором главным принципом отбора в формирова-
нии правящего слоя является служение определенной идее. «Одной
из основ евразийства является утверждение, что демократический
строй современности должен смениться строем идеократическим.
Под демократией разумеется строй, в котором правящий слой отбира-
ется по признаку популярности в известных кругах населения, причем
основными формами отбора являются в плане политическом — изби-
рательная кампания, в плане экономическом — конкуренция. Под
идеократией же понимается строй, в котором правящий слой отбира-
ется по признаку преданности одной общей идее-правительнице»
[2, с. 523].
С точки зрения Н.С. Трубецкого, правящий отбор предусматри-
вает постоянное пополнение правящего слоя и государственного
правительственного актива лучшими представителями народа. Вме-
сте с тем в идеократическом государстве должна существовать осо-
бая система достойного образования и воспитания, с помощью кото-
рой создается естественный кадровый резерв готовых к жизни, силь-
ных духом граждан, которые смогли бы найти себя в различных
отраслях народно-хозяйственной и государственной деятельности,
постоянно пополняя правящий слой и государственный правитель-
ственный актив.
Практика правящего отбора должна способствовать воспитанию
верности евразийским идеям, организованности, уважения к труду,
стремления постоянно учиться и совершенствоваться, широкому круго-
зору. Основная задача всей системы подготовки будущих граждан (в
том числе и внешкольных организаций молодежи) — это любовь к Ро-
дине и уважение ее прошлого, т. е. та «любовь к родному пепелищу,
любовь к отеческим гробам», о которой писал А.С. Пушкин. Ведь, с
точки зрения Н.С. Трубецкого, жизнеспособны только те народы, у
которых существует культ предков и национальных героев (напри-
мер, Китай и Япония).
Созидающая благо, государствообразующая идея-правительница
является своеобразным архетипом идеологии многонационального
общеевразийского идеократического государства. В программном
евразийском документе «Евразийство. Опыт систематического из-
ложения» указано: «Идеей-правительницей подлинно идеократиче-
ского государства может быть только благо совокупности народов,
населяющих данный автаркический мир» [6, с. 354].
Именно в качестве такой идеи-правительницы евразийцы предла-
гают общеевразийский национализм, трактуемый ими как единый
наднациональный интерес народов России-Евразии, связанных общ-