Е.И. Замараева
2
Гуманитарный вестник
# 01·2017
ющие их друг от друга), которая имеет свои географические, клима-
тические, биологические и другие особенности, отличающие ее от
Евразии в собственном смысле этого понятия и определяющие поли-
тическую, социальную, культурную, историческую и экономическую
жизнь народов, проживающих на данной территории. Большую часть
этого пространства занимает Россия, что позволило евразийцам вве-
сти в обиход термин «Россия-Евразия». Согласно классическому
евразийскому учению, все народы России-Евразии относятся к еди-
ному историческому, социокультурному, этноконфессиональному
миру, органически соединившему в себе элементы Востока и Запада.
Основы евразийской концепции государства были сформулиро-
ваны в трудах основоположника и главного идеолога классического
евразийства Н.С. Трубецкого, а также в работах П.Н. Савицкого и
Н.Н. Алексеева.
«Ни класс, ни народ, ни человечество. Но между чересчур кон-
кретным народом и чересчур отвлеченным человечеством лежит по-
нятие «особый мир... Совокупность народов, населяющих хозяй-
ственно самодовлеющее (автаркическое) месторазвитие и связанных
друг с другом не расой, а общностью исторической судьбы, совмест-
ной работой над созданием одной и той же культуры или одного и
того же государства, — вот то целое, которое отвечает вышеуказан-
ному требованию», — пишет Н.С. Трубецкой [2, с. 526].
Необходимо отметить, что данное идеократическое государство
трактуется как автаркическое, потому что это политически и эконо-
мически выгоднее, чем так называемая система мирового хозяйства.
«Основной плюс автаркии — ее неизменность, гарантирующая мир-
ное сожительство внутри и вовне», — подчеркивает Н.С. Трубецкой
[3, с. 521]. Автаркия является преимуществом для территорий, кото-
рые представляют собой особый мир, связаны не только экономикой,
но и геополитикой, а также общей исторической и культурной судь-
бой, цивилизацией, национальными особенностями и равновесием.
Государственный контроль в сфере экономики и государственное ре-
гулирование в области культуры — это основы автаркического госу-
дарства, которые защищают страну от вмешательства иностранного
капитала, являясь непременным атрибутом идеократического госу-
дарства и строя.
Следует отметить, что понятие автаркии, которое используют
евразийцы, не является синонимом тотальной изоляции. В данном
случае речь идет об оптимальных условиях существования государ-
ства в конкретном социальном пространстве и времени, которые
определяют государственно-державную самодостаточность, а значит,
экономическую, политическую, социокультурную национальную ав-
тономию и государственную безопасность.