Социальные технологии как инструмент разрушения субъективности государства
Гуманитарный вестник
# 12·2016 5
ектом этого воздействия становится подсознание. Управленческая
практика, таким образом, выходит на уровень управления интуициями.
Запад перешел на данную систему управления после кризиса
1970 г. В России она была принята в деформированном виде, в част-
ности невидимость нитей управления была представлена как их от-
сутствие. Результат не заставил себя долго ждать: «Я продолжаю
настаивать, что это [распад Советского Союза] трагедия, и прежде
всего трагедия гуманитарного характера» [4], — подчеркнул Прези-
дент Российской Федерации В.В. Путин.
Эту же особенность выделяет С.Г. Кара-Мурза, говоря о специ-
фике самих технологий. Он характеризует мягкие (гуманитарные)
технологии как предполагающие достижение целей путем рацио-
нального убеждения или психологических манипуляций, которые не
просто побуждают человека делать то, чего желают другие, но и за-
ставляют его хотеть это сделать [5, с. 13]. Использование примени-
тельно к мягким технологиям синонима «гуманитарные» оправдано и
особой ролью, которую играют в их разработке и применении такие
гуманитарные науки, как психология, культурология, лингвистика,
этнография, религиоведение и т. д.
Таким образом, социальные технологии можно определить как
комплекс сил и средств (психологических, информационных, идео-
логических, информационных и т. д.), взаимосвязанных по целям и
задачам, направленных на достижение поставленной цели, вне зави-
симости от интересов общества и населения субъекта воздействия.
Логика данного рассуждения позволяет классифицировать соци-
альные технологии по различным основаниям, в том числе по главным
сферам общественной жизни и видам человеческой деятельности. В то
же время наибольший интерес представляет классификация по
основным направлениям социальной деятельности, а именно: техно-
логии формирования социальных систем; функциональные, направлен-
ные на поддержание стабильности социальных процессов; направ-
ленные на преобразование и развитие социальных систем; социальной
борьбы как средство защиты или разрушения социальных систем. Так-
же гуманитарные технологии можно условно разделить на конструк-
тивные и деструктивные.
К конструктивным относятся те, которые способствуют дина-
мичному развитию субъекта в соответствии с его политическими,
национальными, культурными и иными изменениями на благо обще-
ства и в интересах собственной безопасности.
При применении деструктивных гуманитарных технологий игно-
рируют культурные особенности объекта технологического воздей-
ствия, стремятся поработить его волю, исказить систему смысловос-
приятия и мотивации. Конечной целью использования деструктив-