Previous Page  5 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 12 Next Page
Page Background

Социальные технологии как инструмент разрушения субъективности государства

Гуманитарный вестник

# 12·2016 5

ектом этого воздействия становится подсознание. Управленческая

практика, таким образом, выходит на уровень управления интуициями.

Запад перешел на данную систему управления после кризиса

1970 г. В России она была принята в деформированном виде, в част-

ности невидимость нитей управления была представлена как их от-

сутствие. Результат не заставил себя долго ждать: «Я продолжаю

настаивать, что это [распад Советского Союза] трагедия, и прежде

всего трагедия гуманитарного характера» [4], — подчеркнул Прези-

дент Российской Федерации В.В. Путин.

Эту же особенность выделяет С.Г. Кара-Мурза, говоря о специ-

фике самих технологий. Он характеризует мягкие (гуманитарные)

технологии как предполагающие достижение целей путем рацио-

нального убеждения или психологических манипуляций, которые не

просто побуждают человека делать то, чего желают другие, но и за-

ставляют его хотеть это сделать [5, с. 13]. Использование примени-

тельно к мягким технологиям синонима «гуманитарные» оправдано и

особой ролью, которую играют в их разработке и применении такие

гуманитарные науки, как психология, культурология, лингвистика,

этнография, религиоведение и т. д.

Таким образом, социальные технологии можно определить как

комплекс сил и средств (психологических, информационных, идео-

логических, информационных и т. д.), взаимосвязанных по целям и

задачам, направленных на достижение поставленной цели, вне зави-

симости от интересов общества и населения субъекта воздействия.

Логика данного рассуждения позволяет классифицировать соци-

альные технологии по различным основаниям, в том числе по главным

сферам общественной жизни и видам человеческой деятельности. В то

же время наибольший интерес представляет классификация по

основным направлениям социальной деятельности, а именно: техно-

логии формирования социальных систем; функциональные, направлен-

ные на поддержание стабильности социальных процессов; направ-

ленные на преобразование и развитие социальных систем; социальной

борьбы как средство защиты или разрушения социальных систем. Так-

же гуманитарные технологии можно условно разделить на конструк-

тивные и деструктивные.

К конструктивным относятся те, которые способствуют дина-

мичному развитию субъекта в соответствии с его политическими,

национальными, культурными и иными изменениями на благо обще-

ства и в интересах собственной безопасности.

При применении деструктивных гуманитарных технологий игно-

рируют культурные особенности объекта технологического воздей-

ствия, стремятся поработить его волю, исказить систему смысловос-

приятия и мотивации. Конечной целью использования деструктив-