Социальные технологии как инструмент разрушения субъективности государства
Гуманитарный вестник
# 12·2016 3
интересами политической, экономической и иной деятельностью в
международном и внутригосударственном пространстве, обеспечи-
вающей суверенитет, территориальную целостность и поступатель-
ное социально-экономическое развитие. Источник субъектности —
национально ориентированные политические интересы у государ-
ства, общества и политической элиты, стремление отстаивать их
внутри страны и на международной арене, а также наличие профес-
сиональных руководящих органов и лидеров, способных воплощать
национальные интересы в жизнь.
В случае слабости государства цветные революции и мягкая сила
приводят к потере субъектности. Этот инструментарий современной
геополитики произведен социальными технологиями, которые заняли
прочное место во внешней политике государств.
Необходимо остановить разрушение субъектности России и ор-
ганизовать процессы становления субъектности. Сможет ли Россия
перестать быть жертвой социальных технологий? Сегодня это глав-
ный вопрос, определяющий будущее страны.
Категория «технология» берет свое начало от греческих слов
techne — искусство, мастерство, умение и logos — учение, наука.
Первоначально этот термин использовали в области естественнона-
учного и технического знания. Затем он получил широкое распро-
странение практически во всех сферах общественной жизни, что
привело к появлению во второй половине ХХ в. нового термина «со-
циальные технологии», который ввел английский социолог
К. Поппер [2, с. 418–420]. В отечественной научной литературе сего-
дня можно встретить такие понятия, как социальные технологии, гу-
манитарные технологии, высокие гуманитарные технологии. Синте-
тическое понимание данных категорий дает Б.Г. Юдин, на подходы
которого автор статьи будет ориентироваться. Говоря о соотношении
понятий «социальные технологии» и «гуманитарные технологии»,
Б.Г. Юдин подчеркивает, что «там, где речь идет о технологических
воздействиях на индивида (или на индивидов), имеет смысл говорить
о гуманитарных технологиях; там же, где речь идет о воздействиях
на социальные общности любого масштаба, имеет смысл говорить о
социальных технологиях» [3]. При этом философ справедливо заме-
чает, что при подобном подходе «очень часто одни и те же воздей-
ствия можно относить и к тому, и к другому» [3].
В современном политическом поле социальные технологии вы-
ступают в форме проектов, программ, содержащих процедуры и опе-
рации, и как система деятельности в соответствии с этими проектами.
Говоря о процедурах, часто употребляют прилагательное «мягкий»,
стремясь подчеркнуть несиловой в традиционном понимании проект
или действие. В данном случае программа предопределяет направ-