В.Н. Ремарчук
2
Гуманитарный вестник
# 12·2016
Именно государства как субъекты взаимодействия порождают процесс
глобализации и сталкиваются с его парадоксами, несущими миру про-
тивоположные тенденции, такие как интеграция и дезинтеграция, при-
верженность международному праву и государственный эгоизм исклю-
чительности, унификация и этносуверенизация, неприкрытый цинизм и
открытая ложь в межсубъектных отношениях и т. д.
Подобные противоречия усиливают неопределенность развития
как человечества в целом, так и отдельных общностей, порождают
различные последствия — от позитивных до архинегативных, а госу-
дарство находится в эпицентре этих процессов.
Говоря о субъектности государства, имеют в виду целостность
его составляющих, которые проявляются в отношениях с мировым
сообществом и внутри страны, позволяющих государству развивать-
ся и функционировать в соответствии со своими национальными
традициями, интересами и международным правом. Государство,
лишенное субъектности, исчезает как суверенное образование, оно
становится неспособным принимать самостоятельные решения, рас-
творяется в политике действий других государств или объединений.
С позиции сохранения субъектности выход Великобритании из Евро-
союза вполне логичен. Особенно если учесть двойную потерю субъ-
ектности стран, которые в него входят: они передали полномочия
Евросоюзу, но сам он во многом подконтролен американской внеш-
ней политике.
Потеря субъектности наносит серьезный ущерб национальной
безопасности, поскольку государство не может осуществлять само-
стоятельный курс по причинам политической и финансовой зависи-
мости политической элиты от государства-лидера. Для зависимого
государства тяжелым бременем становятся свобода внутри страны,
межгосударственное общение, а также принятие самостоятельных
решений, поскольку это право передано другому государству. Как
следствие, в социальной и особенно духовной сферах жизни государ-
ство, потерявшее субъектность, реализует не собственные ценности и
интересы, а чужие, поскольку вынуждено жить в соответствии с
ожиданиями других стран. Эксперты утверждают, что нет смысла
говорить о гибели государства после потери субъектности: когда нет
субъекта, нет смерти — некому умирать. Для большинства населения
все происходящее в стране становится непонятным и бессмыслен-
ным, наступает многовекторная социально-политическая апатия.
Общество деидеологизируется или принимает навязанную ему идео-
логию, будь то мультикультурализм или бандеровщина, что приво-
дит к атомизации и индивидуализации его членов, разрушению при-
вычных социальных связей между индивидами и обществом.
Таким образом, субъектность государства характеризуется целе-
направленной, скоординированной в соответствии с национальными