Previous Page  2 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 12 Next Page
Page Background

В.Н. Ремарчук

2

Гуманитарный вестник

# 12·2016

Именно государства как субъекты взаимодействия порождают процесс

глобализации и сталкиваются с его парадоксами, несущими миру про-

тивоположные тенденции, такие как интеграция и дезинтеграция, при-

верженность международному праву и государственный эгоизм исклю-

чительности, унификация и этносуверенизация, неприкрытый цинизм и

открытая ложь в межсубъектных отношениях и т. д.

Подобные противоречия усиливают неопределенность развития

как человечества в целом, так и отдельных общностей, порождают

различные последствия — от позитивных до архинегативных, а госу-

дарство находится в эпицентре этих процессов.

Говоря о субъектности государства, имеют в виду целостность

его составляющих, которые проявляются в отношениях с мировым

сообществом и внутри страны, позволяющих государству развивать-

ся и функционировать в соответствии со своими национальными

традициями, интересами и международным правом. Государство,

лишенное субъектности, исчезает как суверенное образование, оно

становится неспособным принимать самостоятельные решения, рас-

творяется в политике действий других государств или объединений.

С позиции сохранения субъектности выход Великобритании из Евро-

союза вполне логичен. Особенно если учесть двойную потерю субъ-

ектности стран, которые в него входят: они передали полномочия

Евросоюзу, но сам он во многом подконтролен американской внеш-

ней политике.

Потеря субъектности наносит серьезный ущерб национальной

безопасности, поскольку государство не может осуществлять само-

стоятельный курс по причинам политической и финансовой зависи-

мости политической элиты от государства-лидера. Для зависимого

государства тяжелым бременем становятся свобода внутри страны,

межгосударственное общение, а также принятие самостоятельных

решений, поскольку это право передано другому государству. Как

следствие, в социальной и особенно духовной сферах жизни государ-

ство, потерявшее субъектность, реализует не собственные ценности и

интересы, а чужие, поскольку вынуждено жить в соответствии с

ожиданиями других стран. Эксперты утверждают, что нет смысла

говорить о гибели государства после потери субъектности: когда нет

субъекта, нет смерти — некому умирать. Для большинства населения

все происходящее в стране становится непонятным и бессмыслен-

ным, наступает многовекторная социально-политическая апатия.

Общество деидеологизируется или принимает навязанную ему идео-

логию, будь то мультикультурализм или бандеровщина, что приво-

дит к атомизации и индивидуализации его членов, разрушению при-

вычных социальных связей между индивидами и обществом.

Таким образом, субъектность государства характеризуется целе-

направленной, скоординированной в соответствии с национальными