К.С. Лебедев
6
Гуманитарный вестник
# 9·2016
вечества как единого целого. Это — главный предмет глобалистики,
новой и чрезвычайно важной области современного научного знания,
одним из создателей которой был выдающийся отечественный мате-
матик Н.Н. Моисеев [13]. Принципиальное значение для формирова-
ния этой области знания, разработки моделей устойчивого развития
человечества имела также концепция А. Печчеи о зависимости
успешного решения глобальных проблем от моральных качеств как
отдельного человека, так и мирового сообщества в целом [14]. Кар-
динальная роль человека в решении глобальных проблем, несомнен-
но, выводит глобальную проблематику в плоскость анализа и даль-
нейшей разработки главной мировоззренческой и философской про-
блемы «человек — мир».
Весьма актуален сейчас в философском плане вопрос о роли
науки как одного из факторов и самой глобализации и способов ре-
шения ее проблем. Здесь необходимо учитывать ряд аспектов. С од-
ной стороны, наука издавна выступала и в настоящее время является
одним из тех важнейших социальных факторов, которые традицион-
но обеспечивали интеграцию общества, формирование и утвержде-
ние в нем общечеловеческих ценностей как приоритетных регулято-
ров человеческой деятельности и коммуникаций. Другая сторона
проблемы состоит в следующем. Хорошо известно, что уже в новей-
шее время научно-технический прогресс стал источником многих
технико-технологических инноваций, которые заметно способство-
вали усилению глобализационных тенденций на нашей планете (до-
статочно вспомнить, как радикально изменились транспорт и связь,
материальное и даже духовное производство, как образовалось гло-
бальное информационное пространство). Наука была (и остается)
причастной к возникновению практически всех глобальных проблем
современности, однако она же должна быть и эффективным сред-
ством человечества в оптимальном решении этих проблем. Очень
важной в настоящее время социальной функцией науки является вне-
сение необходимых коррективов в реальную траекторию глобализа-
ции, даже инициирования необходимых изменений ее стратегии.
Наконец, необходимо подчеркнуть то обстоятельство, что свою
функцию управления глобальными процессами наука может выпол-
нить только в союзе с философией и системой образования, так как
именно последние области знания и деятельности имеют дело с адек-
ватным целостным анализом и восприятием сложного и противоре-
чивого процесса глобализации.
ЛИТЕРАТУРА
[1]
Ильин В.В., Лебедев С.А.
Философия. Курс лекций
. Москва, Эксмо, 2011,
336 с.
[2]
Лазарев Ф.В., Лебедев С.А. Философская рефлексия: сущность, типы,
формы
. Вопросы философии
, 2016, № 6, с. 15–28.