Гуманитарный вестник
# 9·2016 1
УДК 122/129 DOI 10.18698/2306-8477-2016-09-387
Обоснование философского статуса
категории «глобализация»
© К.С. Лебедев
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
На современном этапе развития человечества одним из заметных феноменов, ко-
торый все чаще притягивает к себе внимание исследователей, стал фактор уси-
ливающейся глобализации современного мира. Как правило, осмысление данного
явления ведется в экономической и социальной плоскости его рассмотрения. При
этом недостаточно внимания уделяется философско-методологическому анализу
понятия «глобализация». В статье обосновано положение, что по своей мировоз-
зренческой значимости понятие «глобализация» приобрело сегодня статус новой
философской категории, имеющей всеобщие онтологическое, социокультурное и
антропологическое измерения.
Ключевые слова:
глобализация, мировоззрение, философия, философские катего-
рии, диалектический метод.
Что олицетворяет философский вид анализа различных феноме-
нов реальности? Прежде всего, рассмотрение их в качестве опреде-
ляющих отношений системы «человек — мир», в самом тотальном
контексте общих взаимосвязей, причинно-следственных закономер-
ностей и противоречий бытия человека [1, 2]. Уже самый первый
взгляд на проблему глобализации свидетельствует о том, что ее фи-
лософский анализ не должен быть ограничен только экономическими
аспектами динамики современной цивилизации. По мнению автора,
содержание понятия «глобализация» органично соединяет в себе он-
тологические, гносеологические, социокультурные, антропологиче-
ские и духовные характеристики современного мира, а потому с пол-
ным основанием может сегодня претендовать на статус новой фило-
софской категории. То, что осмысление феномена глобализации
современного мира началось с актуальных экономических и экологи-
ческих реалий, отнюдь не отрицает возможности его продуктивного
анализа в любых других релевантных ракурсах, в том числе и с точки
зрения влияния глобализации на духовную и антропологическую
эволюцию современного общества и человека [3–8].
Одним из первых примеров анализа такого влияния было иссле-
дование В.И. Вернадским глобальной роли науки в развитии ноосфе-
ры как интегрального интеллекта человечества [9]. Научная мысль и
ее существенное влияние на прогресс человеческой цивилизации бы-
ла признана В.И. Вернадским важным фактором общепланетарного