К.С. Лебедев
2
Гуманитарный вестник
# 9·2016
уровня (иначе говоря, одной из внутренних причин «глобализации»)
еще в начале ХХ в., в то время, когда термина «глобализация» как
основополагающей социально-философской категории еще не суще-
ствовало. Но, как видно из названия труда академика В.И. Вернад-
ского «Научная мысль как планетное явление», его можно по праву
назвать одним из первых исследователей феномена глобализации.
Действительно, вся история человечества представляет в своей
глубинной сущности не что иное, как постепенное укрупнение разно-
го рода социальных систем и формирование на этой основе, в конеч-
ном счете, предельно общей социальной системы — человеческой
цивилизации как единого целого с присущими этой целостности осо-
быми цивилизационными характеристиками. Хорошо известно, что
фундамент цивилизации составили такие особенные характеристики
человека, как сознание, самосознание, духовный мир, совместная де-
ятельность людей и выработка правил общения между собой, форми-
рование человека как личности и различные грани самореализации в
социуме. Именно такими феноменами, прежде всего, и интересуется
философия, изучая человека, его эволюционные возможности и пре-
делы. Итак, можно констатировать, что социальная философия и фи-
лософская антропология являются необходимыми инструментами
адекватного анализа содержания понятия глобализации. В то же вре-
мя это не означает, конечно, что средства данных наук достаточны
для полноты исследования феномена глобализации: здесь огромная
роль принадлежит также понятийному аппарату различных наук, как
естественных (геохимия, термодинамика, география, геология, си-
нергетика, биология и др.), так и социально-гуманитарных (антропо-
логия, история, социология, экономика, социальная психология, гео-
политика и др.).
Принципиальная особенность философского подхода к изучению
явлений любой природы заключается в их рассмотрении как элемен-
тов системы «человек — мир», т. е. в ракурсе субъект-объектных от-
ношений, тогда как специальные области конкретно-научного знания
изучают определенные явления и процессы как элементы объектив-
ной реальности, либо же человека самого по себе, в различных его
аспектах. Философия же рассматривает любые явления не просто и
не столько как объективную реальность, а с позиций человека, его
целей, возможностей и потребностей, т. е. как «человеческий мир», а
человека не как такового, а в мире, в соотношении и внутренней вза-
имосвязи с ним. Тем самым подход философии к познанию реально-
сти не является чисто объектным (как, например, в физике, биологии
или технических дисциплинах) или субъектным, как в гуманитарных
науках. В ткани философского знания имманентно присутствует не-
разрывное единство субъекта и объекта — это всегда человек в мире