Обоснование философского статуса категории «глобализация»
Гуманитарный вестник
# 9·2016 3
и мир сквозь призму человеческого восприятия и отношения. Именно
это свойство неизбежно детерминирует мировоззренческий характер
философского знания [2].
Нетрудно увидеть, что глобализация относится к той категории
объектов действительности, в ходе исследования которых соблюде-
ние именно таких условий является не только оптимальным, но абсо-
лютно необходимым. И именно это обстоятельство обусловливает
исключительную важность философского аспекта изучения данных
феноменов. Глубокий анализ глобализации как особого объект-
субъектного, социального и исторического феномена невозможен вне
мировоззренчески-философского контекста его рассмотрения [10].
Одной из необходимых и исключительно важных методологиче-
ских предпосылок адекватного философского анализа глобализации
является, по мнению автора, установка на недопустимость односто-
роннего, упрощенного толкования содержания понятия глобализа-
ции, сведения его сущности только к какому-то одному его аспекту.
Мы полагаем, что сущность глобализации многомерна, что она явля-
ется отражением самых различных, причем как положительных, так и
отрицательных сторон реального существования современного обще-
ства и человека. Показательна в этом отношении явно односторонняя
позиция антиглобалистов, которые видят в глобализации только
концентрированное выражение глобального «мирового зла». В по-
следнее время к такому взгляду на глобализацию все чаще прибегают
и мусульманские экстремисты, вооруженные как тактикой междуна-
родного терроризма, так и идеологией исламского фундаментализма.
Воинственное противопоставление двух мировых цивилизаций —
восточной (мусульманской) и западной (иудео-христианской), когда
именно вторая трактуется как двигатель глобализации и воплощение
мирового зла, — бесспорно, является весьма опасным проявлением и
вариантом антиглобализма. Это уже прямой путь к кровавым воору-
женным конфликтам глобального масштаба, освященным традицион-
ными лозунгами священной войны «джихад» против всех неверных.
Конечно, реальная практика осуществления глобализации дает
немало объективных оснований для критики: этот процесс, несо-
мненно, имеет и негативные аспекты, например, углубление нерав-
номерности темпов экономического и социокультурного развития в
различных регионах планеты, эгоистичная политика господствую-
щих кругов мощных государств (прежде всего, США) в их стремле-
нии к диктату в отношении любых сил и тенденций на мировой арене
(и, как следствие этого, обострение конфликтов между различными
странами). Это также и непрерывное нарастание признаков деграда-
ции природной среды, снижение уровня морали в обществе и распро-
странение различных антисоциальных проявлений, стремление к ни-