Previous Page  3 / 9 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 9 Next Page
Page Background

Обоснование философского статуса категории «глобализация»

Гуманитарный вестник

# 9·2016 3

и мир сквозь призму человеческого восприятия и отношения. Именно

это свойство неизбежно детерминирует мировоззренческий характер

философского знания [2].

Нетрудно увидеть, что глобализация относится к той категории

объектов действительности, в ходе исследования которых соблюде-

ние именно таких условий является не только оптимальным, но абсо-

лютно необходимым. И именно это обстоятельство обусловливает

исключительную важность философского аспекта изучения данных

феноменов. Глубокий анализ глобализации как особого объект-

субъектного, социального и исторического феномена невозможен вне

мировоззренчески-философского контекста его рассмотрения [10].

Одной из необходимых и исключительно важных методологиче-

ских предпосылок адекватного философского анализа глобализации

является, по мнению автора, установка на недопустимость односто-

роннего, упрощенного толкования содержания понятия глобализа-

ции, сведения его сущности только к какому-то одному его аспекту.

Мы полагаем, что сущность глобализации многомерна, что она явля-

ется отражением самых различных, причем как положительных, так и

отрицательных сторон реального существования современного обще-

ства и человека. Показательна в этом отношении явно односторонняя

позиция антиглобалистов, которые видят в глобализации только

концентрированное выражение глобального «мирового зла». В по-

следнее время к такому взгляду на глобализацию все чаще прибегают

и мусульманские экстремисты, вооруженные как тактикой междуна-

родного терроризма, так и идеологией исламского фундаментализма.

Воинственное противопоставление двух мировых цивилизаций —

восточной (мусульманской) и западной (иудео-христианской), когда

именно вторая трактуется как двигатель глобализации и воплощение

мирового зла, — бесспорно, является весьма опасным проявлением и

вариантом антиглобализма. Это уже прямой путь к кровавым воору-

женным конфликтам глобального масштаба, освященным традицион-

ными лозунгами священной войны «джихад» против всех неверных.

Конечно, реальная практика осуществления глобализации дает

немало объективных оснований для критики: этот процесс, несо-

мненно, имеет и негативные аспекты, например, углубление нерав-

номерности темпов экономического и социокультурного развития в

различных регионах планеты, эгоистичная политика господствую-

щих кругов мощных государств (прежде всего, США) в их стремле-

нии к диктату в отношении любых сил и тенденций на мировой арене

(и, как следствие этого, обострение конфликтов между различными

странами). Это также и непрерывное нарастание признаков деграда-

ции природной среды, снижение уровня морали в обществе и распро-

странение различных антисоциальных проявлений, стремление к ни-