Обоснование философского статуса категории «глобализация»
Гуманитарный вестник
# 9·2016 5
ходу 20 % беднейшего населения планеты составляло 30:1 в 1960 г.,
60:1 в 1990 г. и 90:1 уже в 1999 г. Таких темпов неравномерного и
очевидного социально несправедливого перераспределения глобаль-
ного валового продукта никогда не было раньше в истории мировой
цивилизации. Однако и в сфере мировой экономики, оказывается, не
все так однозначно: есть опыт и очень успешного реформирования
экономики отсталых ранее стран в результате глобального тиражиро-
вания новейших технологий и современных экономических механиз-
мов. «Сингапур, Тайвань, Южная Корея, Чили и ряд других стран за
последние 25 лет стали гораздо богаче, смогли решить многие свои
проблемы за счет вхождения в мировую экономику» [11, с. 44]. Беда
только в том, что таких стран мало, тогда как гораздо больше проти-
воположных примеров — обнищание слаборазвитых стран в ходе
глобализации, под действием ее рычагов и инструментов.
Вполне закономерно, что глобализация оказалась неразрывно
связанной с глобальными проблемами современности и поиском пу-
тей устойчивого развития как выхода из той критической ситуации, в
которой оказалось человечество [12]. Началось все с того, что во вто-
рой половине ХХ в. мировое сообщество остро почувствовало не-
хватку ресурсов развития экономики, серьезность экологических
проблем, дисбаланс в демографической плоскости. Такие явления,
конечно, не были абсолютно новыми для человечества. Но новым
стал их масштаб. Именно осознание общепланетарного характера
легло в основу выделения глобальных проблем как особого, каче-
ственно своеобразного класса проблем общества. Собственно говоря,
понимание своеобразия этого вида проблем положило начало ста-
новлению глобалистики как особого направления научной мысли,
призванного специально исследовать любые проявления глобальных
реалий, следовательно, и глобализации в частности.
Явно философскую, мировоззренческую окраску имеет вопрос и
о месте человека в структуре глобальных проблем современности.
С одной стороны, все глобальные проблемы (ресурсно-экономические,
экологические, демографические, социокультурные, проблемы войны и
мира, международного терроризма, хронического отставания слабораз-
витых стран и т. д.), так или иначе, детерминированы материальной де-
ятельностью современного человека и способом его жизни. С другой
стороны, очевидно и то, что без дальнейшего развития материальной
деятельности человечества, его научных, технических и технологи-
ческих возможностей, ни одна из глобальных проблем в принципе не
может быть решена. И здесь человечество впервые в истории столк-
нулось с парадоксальной ситуацией своего бытия: с ситуацией осо-
бого заколдованного круга, выход из которого возможен только на
пути использования системной методологии и разных вариантов хо-
рошо просчитанных системных моделей дальнейшего развития чело-