Previous Page  6 / 10 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 10 Next Page
Page Background

Т.М. Махаматов, Т.Т. Махаматов

6

Гуманитарный вестник

# 9·2016

Однако следует подчеркнуть, что качество философской культуры,

определяющей качество творческого мышления, зависит от состояния

философских исследований, глубины и богатства мысли самих филосо-

фов-преподавателей. Некоторые выступления на страницах журнала

«Вестник РФО», который является зеркалом сегодняшней отечествен-

ной философии, а также современные монографии и всевозможные

учебники показывают, насколько снизился уровень философской мыс-

ли. К сожалению, сейчас весьма редки стали интересные и глубокие

философские исследования, которые бы продолжали логику развития

фундаментальных достижений как отечественной, так и мировой фи-

лософии. Вместо этого видим лишь хитроумные жонглирования

модными терминами с последующим выдвижением по сути дискре-

дитирующих философию предложений и как следствие — падение

уровня преподавания философских дисциплин [15, c. 22, 23], в то

время как философия, особенно в нелегкие переходные времена, обя-

зана не просто знакомить молодые умы с разнообразными достиже-

ниями и прозрениями мировой мысли, но — и это есть ее главная

практическая и конструктивная роль — вдохновлять и сподвигать их

к новым прозрениям и благим свершениям, актуальным и востребо-

ванным временем, которые так жизненно необходимы нашей эпохе.

Особенность философского способа мышления, т. е. философской

культуры, влияющей на качество профессиональной деятельности

человека, заключается в том, что она, во-первых, исходит из наличия

определенных социально-политических условий, необходимых для

формирования, развития и самореализации личностных начал в чело-

веке. Во-вторых, культура философского мышления развивает спо-

собность рассматривать всю действительность как органическое

единство качественного многообразия и каждое материальное обра-

зование как систему. В-третьих, философское мышление является

основой понимания причинно-следственной связи как естественно-

природной, имеющей пространственно-временную характеристику.

В-четвертых, благодаря культуре философского мышления, человек

рассматривает собственный разум не как зеркальное отражение, но

как творческую деятельность, определяющую и личность, и линию ее

поведения на основе принципов Р. Декарта «Мыслю, следовательно,

существую» и Б. Спинозы «Свобода есть познанная необходимость».

Итак, качество профессиональной деятельности индивида, в том

числе и философа, определяется его образованием, уважением к сво-

ей профессии, общей культурой, в том числе и культурой мышления,

его мировоззрением. Перефразируя слова В.И. Ленина, скажем, что

хорошим профессионалом индивид может стать лишь тогда, когда обо-

гатит свою память всеми теми богатствами, что выработало человече-

ство, прежде всего философской культурой творческого мышления.