Т.М. Махаматов, Т.Т. Махаматов
6
Гуманитарный вестник
# 9·2016
Однако следует подчеркнуть, что качество философской культуры,
определяющей качество творческого мышления, зависит от состояния
философских исследований, глубины и богатства мысли самих филосо-
фов-преподавателей. Некоторые выступления на страницах журнала
«Вестник РФО», который является зеркалом сегодняшней отечествен-
ной философии, а также современные монографии и всевозможные
учебники показывают, насколько снизился уровень философской мыс-
ли. К сожалению, сейчас весьма редки стали интересные и глубокие
философские исследования, которые бы продолжали логику развития
фундаментальных достижений как отечественной, так и мировой фи-
лософии. Вместо этого видим лишь хитроумные жонглирования
модными терминами с последующим выдвижением по сути дискре-
дитирующих философию предложений и как следствие — падение
уровня преподавания философских дисциплин [15, c. 22, 23], в то
время как философия, особенно в нелегкие переходные времена, обя-
зана не просто знакомить молодые умы с разнообразными достиже-
ниями и прозрениями мировой мысли, но — и это есть ее главная
практическая и конструктивная роль — вдохновлять и сподвигать их
к новым прозрениям и благим свершениям, актуальным и востребо-
ванным временем, которые так жизненно необходимы нашей эпохе.
Особенность философского способа мышления, т. е. философской
культуры, влияющей на качество профессиональной деятельности
человека, заключается в том, что она, во-первых, исходит из наличия
определенных социально-политических условий, необходимых для
формирования, развития и самореализации личностных начал в чело-
веке. Во-вторых, культура философского мышления развивает спо-
собность рассматривать всю действительность как органическое
единство качественного многообразия и каждое материальное обра-
зование как систему. В-третьих, философское мышление является
основой понимания причинно-следственной связи как естественно-
природной, имеющей пространственно-временную характеристику.
В-четвертых, благодаря культуре философского мышления, человек
рассматривает собственный разум не как зеркальное отражение, но
как творческую деятельность, определяющую и личность, и линию ее
поведения на основе принципов Р. Декарта «Мыслю, следовательно,
существую» и Б. Спинозы «Свобода есть познанная необходимость».
Итак, качество профессиональной деятельности индивида, в том
числе и философа, определяется его образованием, уважением к сво-
ей профессии, общей культурой, в том числе и культурой мышления,
его мировоззрением. Перефразируя слова В.И. Ленина, скажем, что
хорошим профессионалом индивид может стать лишь тогда, когда обо-
гатит свою память всеми теми богатствами, что выработало человече-
ство, прежде всего философской культурой творческого мышления.