Previous Page  4 / 10 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 10 Next Page
Page Background

Т.М. Махаматов, Т.Т. Махаматов

4

Гуманитарный вестник

# 9·2016

контроля. Следовательно, философский способ мышления в снятом

виде постоянно воспроизводит свое революционное рождение, свою

мини-интеллектуальную революцию.

Формирование и развитие философской культуры мышления

опирается на освоение основных принципов диалектики как состав-

ной части творческого мышления, ибо сама реальность диалектична,

а соответственно — динамична. Как писал И. Пригожин, «в критиче-

ских пороговых точках поведение системы становится неустойчивым

и может эволюционировать к нескольким альтернативам» [11, с. 70].

Для определения степени вероятности того или иного направления

изменений предметной области профессиональной деятельности сле-

дует сочетать количественный анализ с качественным и выявлять

формирование внутренних противоречий сферы деятельности, нахо-

дить адекватные способы их разрешения, объективные и субъектив-

ные факторы дальнейшей эволюции.

Принципы философской теории диалектики позволяют эффек-

тивно выявлять изменчивость и противоречивость сферы профессио-

нальной деятельности и управлять ими. Такие способности в профес-

сиональной деятельности базируются на умении индивида сочетать

теоретическое знание с конкретной практикой, что возможно на ос-

нове постоянного повышения собственной квалификации и общей

культуры. Как писал Л. фон Мизес, «…деятельности предшествует

размышление. Размышление означает обдумывание будущего дей-

ствия заранее и воспроизведение прошлого действия в будущем.

Размышление и действие неразделимы» [12, с. 168]. Знание, заклю-

ченное в размышлении как опережающее отражение объективной

реальности, для человека выступает программной основой его мате-

риально-преобразующей деятельности. Потому и достоверность

вновь полученных знаний, их соответствие объективной реальности,

т. е. истинность, для практической деятельности человека имеет важ-

нейшее значение. Истинность наших знаний свидетельствует о тож-

дестве мышления и действительности, т. е. об объективности истины,

о глубине и системности нашего знания предметной области. Следо-

вательно, истинность, глубина, обоснованность и качество мышле-

ния, в основе которых лежат принципы философской диалектики,

определяют качество результата действия, готовность специалиста к

любым изменениям в будущем.

Деятельность как способ человеческого бытия и ее каче-

ственные и количественные аспекты.

Человек изначально форми-

руется как общественное и деятельное существо. Его деятельность,

как и он сам,

по своей сущности (осознается это индивидом или нет)

является общественно-исторической и выступает как сознательное

действие, цель которого — решение возникшей или же поставленной