Т.М. Махаматов, Т.Т. Махаматов
4
Гуманитарный вестник
# 9·2016
контроля. Следовательно, философский способ мышления в снятом
виде постоянно воспроизводит свое революционное рождение, свою
мини-интеллектуальную революцию.
Формирование и развитие философской культуры мышления
опирается на освоение основных принципов диалектики как состав-
ной части творческого мышления, ибо сама реальность диалектична,
а соответственно — динамична. Как писал И. Пригожин, «в критиче-
ских пороговых точках поведение системы становится неустойчивым
и может эволюционировать к нескольким альтернативам» [11, с. 70].
Для определения степени вероятности того или иного направления
изменений предметной области профессиональной деятельности сле-
дует сочетать количественный анализ с качественным и выявлять
формирование внутренних противоречий сферы деятельности, нахо-
дить адекватные способы их разрешения, объективные и субъектив-
ные факторы дальнейшей эволюции.
Принципы философской теории диалектики позволяют эффек-
тивно выявлять изменчивость и противоречивость сферы профессио-
нальной деятельности и управлять ими. Такие способности в профес-
сиональной деятельности базируются на умении индивида сочетать
теоретическое знание с конкретной практикой, что возможно на ос-
нове постоянного повышения собственной квалификации и общей
культуры. Как писал Л. фон Мизес, «…деятельности предшествует
размышление. Размышление означает обдумывание будущего дей-
ствия заранее и воспроизведение прошлого действия в будущем.
Размышление и действие неразделимы» [12, с. 168]. Знание, заклю-
ченное в размышлении как опережающее отражение объективной
реальности, для человека выступает программной основой его мате-
риально-преобразующей деятельности. Потому и достоверность
вновь полученных знаний, их соответствие объективной реальности,
т. е. истинность, для практической деятельности человека имеет важ-
нейшее значение. Истинность наших знаний свидетельствует о тож-
дестве мышления и действительности, т. е. об объективности истины,
о глубине и системности нашего знания предметной области. Следо-
вательно, истинность, глубина, обоснованность и качество мышле-
ния, в основе которых лежат принципы философской диалектики,
определяют качество результата действия, готовность специалиста к
любым изменениям в будущем.
Деятельность как способ человеческого бытия и ее каче-
ственные и количественные аспекты.
Человек изначально форми-
руется как общественное и деятельное существо. Его деятельность,
как и он сам,
по своей сущности (осознается это индивидом или нет)
является общественно-исторической и выступает как сознательное
действие, цель которого — решение возникшей или же поставленной