Т.М. Махаматов, Т.Т. Махаматов
2
Гуманитарный вестник
# 9·2016
нравственных качеств личности, что достигается на базе философ-
ской культуры [5].
Как отмечают Т.П. Малькова и В.В. Каплунов, культура, миро-
воззренческим аспектом которой выступает философия, «является
специфической характеристикой общества и выражает достигнутый
человечеством уровень исторического развития, определяемый от-
ношением человека к природе, обществу, себе» [6, с. 3]. Но
качество
всех человеческих отношений определяется философской образован-
ностью человека, что связано с превращением философии в неотъем-
лемый элемент культуры, цивилизованности общества. Еще со вре-
мен Сократа известно, что ядром творческого мышления является
позитивный скептицизм: «Знаю, что ничего не знаю» (лат. Scio me
nihil scire) и «Познай самого себя» (лат. Cognosce te ipsum) — рацио-
нализм, заключающийся в
соответствии предмета своему понятию.
Авторы статьи считают, что данные сократовские принципы означа-
ют стремление человека совершенствовать как себя, так и действи-
тельность в согласии со своим идеалом и на основе философской
культуры. В этом ключе понимания философской культуры авторы
согласны с позицией А.А. Лазаревича, согласно которой задачей фи-
лософии является новое прочтение гуманизма, формирование идеала
гармоничной креативной личности, системно-синергетического
взгляда на мир, где философия призвана воспитать человека «как
гражданина своей страны, наследника и носителя национальной
культуры, учителя и воспитателя для своих детей — какими мы хо-
тим их видеть» [7, c. 133]. В чем же суть философии как главного
фактора формирования особой культуры мышления?
Философская культура как основа творчества и интеллекту-
ального капитала.
Философия, независимо от принадлежности к
материализму или идеализму, и исторически, и логически является
первой формой рационально-логического способа мышления челове-
ка. Как писал известный французский философ и историк античности
Ж.-П. Вернан, «зарождение философии означает закат мифологиче-
ского мышления и становление рационального знания» [8, с. 126].
Философское мышление формировало и ныне формирует логически
непротиворечивое, доказательное понимание предметов сферы прак-
тической деятельности человека и определяет сущность его видения
окружающей действительности.
Вышеуказанные особенности философского мышления позволя-
ют рассматривать возникновение философии как качественный ска-
чок, интеллектуальную революцию в истории развития человеческо-
го мышления. К. Ясперс справедливо именовал философию одним
из основных элементов осевого времени человеческой истории.
Личность — свобода — философия
— ядро рациональности че-
ловеческого мышления, основа синтеза и концентрации позитивных