Гуманитарный вестник
# 9·2016 1
УДК 130.2(045) DOI 10.18698/2306-8477-2016-09-385
Философская культура и профессиональная
деятельность
© Т.М. Махаматов, Т.Т. Махаматов
Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, 125993, Россия
Рассмотрена философская культура как культура мышления, способствующая
развитию гуманистического мировоззрения, качества профессиональной дея-
тельности, формирующая способность рассматривать всю действительность
как органическое единство качественного множества и как систему. Обоснован
вывод о том, что философская культура, превратившись в неотъемлемый эле-
мент цивилизованности современного специалиста, способствует устойчивому и
гармоничному развитию как личности, так и общества.
Ключевые слова:
философская культура, творческое мышление, деятельность, ин-
теллектуальная революция, рационализм, диалектика, интеллектуальный капитал.
В эпоху глобализации и острейшей технологической конкурен-
ции укрепление творческой составляющей практической деятельно-
сти приобретает большое значение. Основанием же творчества явля-
ется
философская культура личности
, заключающаяся, по мнению
авторов, в критическом мышлении, в умении выявлять внутренние
противоречия и способы их разрешения в сфере своей деятельности,
в системном видении явлений и процессов, которая, расширяя круго-
зор и мировоззрение, освобождает индивида от узости профессио-
нального мышления [1, c. 190–192]. Философская культура — это,
прежде всего, категориальное мышление, которое, как пишет
А.И. Мацына, «напрямую влияет на способность творческого реше-
ния познавательных и практических задач» [2, с. 86]. Н.В. Попкова
считает, что «для воспитания нестандартного мышления и приобще-
ния к богатству культуры» необходима философия [3, c. 14], которая
формирует и оттачивает мастерство абстрактного мышления и обоб-
щенного восприятия у индивида, предполагающее развитие умения
соединять общее с единичным, абстрактное с конкретным. Согласно
А.Б. Невелову, философская культура формирует у специалиста уме-
ние «подняться над нарастающим предметным многообразием жиз-
ни… дает человеку свободу в принятии социально и индивидуально
значимых решений, позволяя удержать в сфере внимания совокуп-
ность проблем Целого — семьи, трудового коллектива, региона,
страны, мирового сообщества» [4, с. 31]. А.В. Разин одной из важных
задач в современном обществе считает развитие морально-