Философская культура и профессиональная деятельность
Гуманитарный вестник
# 9·2016 5
перед ним обществом практической задачи преобразования вовле-
ченного в общественную практику материального объекта, предмет-
ной области.
Деятельность человека заключает в себе диалектическое проти-
воречие как осуществляющаяся в двух взаимосвязанных и взаимно
переходящих сферах.
Во-первых, деятельность человека осуществляется во внешней
сфере как практическая, направленная на преобразование матери-
альных объектов, и является предметной
.
Как писал А.Н. Леонтьев,
«основной, или, как иногда говорят, конституирующей, характери-
стикой деятельности является ее предметность» [13, с. 84]. Здесь
предметность имеет два аспекта: непосредственный и опосредован-
ный. В первом случае индивид преобразовывает конкретный объект,
природные особенности которого определяют как характеристику его
орудий труда, так и структуру его деятельности. Однако данный объ-
ект является на самом деле лишь частью единой предметной систе-
мы, вовлеченной в общественную практику. Следовательно, практи-
ческая деятельность конкретного человека тоже становится состав-
ной частью совокупного общественного воздействия (совокупного
труда) на эту предметную область. В таком смысле предметность вы-
ступает как опосредованная или совокупная предметность. Действу-
ющий индивид в обществе находит не просто, как ему кажется,
внешние условия, к которым он должен приспосабливаться своей де-
ятельностью, но именно эти условия, будучи общественно-
историческими, определяют, в конечном счете, мотивы, цели, задачи
и средства деятельности человека. Здесь приспособление является
активным, ибо включает в себя коллективное практическое преобра-
зование действительности. Однако индивид не выступает неким ору-
дием коллективной воли. Как общественную задачу, так и свою
функцию, роль и деятельность, он выполняет через призму своего
сознания, своего «Я», своих интересов, желаний, целей и надежд.
Поэтому, во-вторых, другой стороной деятельности является
мышление. Здесь деятельность человека осуществляется и во внут-
ренней сфере, в сфере идеального, понятий, где объектом мысли-
тельной деятельности выступает понятийный образ предмета, как
распредмеченный объект.
Как отмечает Л. фон Мизес, «человече-
ская деятельность всегда необходимо рациональна» [12, с. 22]. Каче-
ство рациональной стороны, т. е. мышления, в единстве с качеством
орудий трудовой деятельности, общественного бытия как концен-
трированного прошлого, материализованной исторической памяти,
определяет качество результата деятельности индивида. Качество
деятельности индивида и общества проявляется в развитии интеллек-
туального капитала общества [14, с. 66], а также влияет на развитие
производительности труда как количественного проявления пред-
метной деятельности.