Previous Page  3 / 10 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 10 Next Page
Page Background

Философская культура и профессиональная деятельность

Гуманитарный вестник

# 9·2016 3

достижений развития цивилизации и формирования творческого

начала в индивиде. Так, например, во многом благодаря философии и

ее значимости для образования граждан Древняя Греция достигла

вершины развития античности; именно философская культура яви-

лась одним из оснований формирования стройного христианского

мировоззрения и его победы над язычеством в период патристики.

Толерантная связь между философией и религией

1

привела к воз-

никновению мусульманского ренессанса и до сих пор определяет

культурно-цивилизационное развитие передовой части исламского

мира. «Принимая во внимание огромную роль шариата в миру и пре-

обладание мирских установок в поведении и мысли человека, необ-

ходимо отметить, — пишет Н.С. Кирабаев, — что мусульманская куль-

тура сохранила и сохраняет устойчивую связь между представлениями

о космосе и этикой. Именно это обстоятельство позволило в свое время

рассматривать “чужеземную науку” — философию, ориентированную

на античную традицию, как неотъемлемую часть своей собственной

культуры, а также позволяет и сегодня оставить открытыми двери для

современной европейской науки и культуры» [10, c. 28].

Философские исследования теологических проблем породили

уникальное явление в западноевропейской цивилизации —

рацио-

нальную теологию

, которая опирается на принципы логических дока-

зательств

бытия Бога

(что невозможно было допустить в исламском

ренессансе) и доводов реалистов и номиналистов. Падение же уровня

философской культуры, наряду с другими факторами, было одной из

причин средневекового мракобесия как в арабо-мусульманском мире,

так и в западноевропейском.

Однако наличие философии в современных обществах как пре-

подаваемой дисциплины и как области исследовательской деятельно-

сти не означает полного преодоления иррационального, мифологиче-

ского в мышлении. Работы Ж. Пиаже, Л. Брюлля, В.В. Давыдова и

других исследователей формирования детской психики демонстри-

руют, что исходный способ мышления человечества в целом и каж-

дого человека в отдельности — иррациональное и мифологическое

мышление. В процессе формирования зрелого мышления мифологи-

ческая и иррациональная его часть может быть преодолена философ-

ской культурой. Однако постоянно воспроизводясь в нашем мышле-

нии, эта его часть стремится выйти из-под рационально-логического

__________

1

«А если законоположения религии [выражают] истину и призывают к

исследованию, ведущему к познанию истины, то мы, [принадлежащие к]

мусульманской общине, знаем доподлинно, что исследование, опирающееся на

доказательство, не ведет к противоречию с тем, что дала религия, ибо истина не

противополагает себя истине, но согласуется с ней и служит доводом в ее пользу»

[9, с. 126].