Философская культура и профессиональная деятельность
Гуманитарный вестник
# 9·2016 3
достижений развития цивилизации и формирования творческого
начала в индивиде. Так, например, во многом благодаря философии и
ее значимости для образования граждан Древняя Греция достигла
вершины развития античности; именно философская культура яви-
лась одним из оснований формирования стройного христианского
мировоззрения и его победы над язычеством в период патристики.
Толерантная связь между философией и религией
1
привела к воз-
никновению мусульманского ренессанса и до сих пор определяет
культурно-цивилизационное развитие передовой части исламского
мира. «Принимая во внимание огромную роль шариата в миру и пре-
обладание мирских установок в поведении и мысли человека, необ-
ходимо отметить, — пишет Н.С. Кирабаев, — что мусульманская куль-
тура сохранила и сохраняет устойчивую связь между представлениями
о космосе и этикой. Именно это обстоятельство позволило в свое время
рассматривать “чужеземную науку” — философию, ориентированную
на античную традицию, как неотъемлемую часть своей собственной
культуры, а также позволяет и сегодня оставить открытыми двери для
современной европейской науки и культуры» [10, c. 28].
Философские исследования теологических проблем породили
уникальное явление в западноевропейской цивилизации —
рацио-
нальную теологию
, которая опирается на принципы логических дока-
зательств
бытия Бога
(что невозможно было допустить в исламском
ренессансе) и доводов реалистов и номиналистов. Падение же уровня
философской культуры, наряду с другими факторами, было одной из
причин средневекового мракобесия как в арабо-мусульманском мире,
так и в западноевропейском.
Однако наличие философии в современных обществах как пре-
подаваемой дисциплины и как области исследовательской деятельно-
сти не означает полного преодоления иррационального, мифологиче-
ского в мышлении. Работы Ж. Пиаже, Л. Брюлля, В.В. Давыдова и
других исследователей формирования детской психики демонстри-
руют, что исходный способ мышления человечества в целом и каж-
дого человека в отдельности — иррациональное и мифологическое
мышление. В процессе формирования зрелого мышления мифологи-
ческая и иррациональная его часть может быть преодолена философ-
ской культурой. Однако постоянно воспроизводясь в нашем мышле-
нии, эта его часть стремится выйти из-под рационально-логического
__________
1
«А если законоположения религии [выражают] истину и призывают к
исследованию, ведущему к познанию истины, то мы, [принадлежащие к]
мусульманской общине, знаем доподлинно, что исследование, опирающееся на
доказательство, не ведет к противоречию с тем, что дала религия, ибо истина не
противополагает себя истине, но согласуется с ней и служит доводом в ее пользу»
[9, с. 126].