Гуманитарный вестник
# 7·2016 1
УДК 339.9 DOI 10.18698/2306-8477-2016-07-375
Анализ факторов повышения
конкурентоспособности России
на международном рынке
©
А.К. Сапрыкина, В.А. Дадонов
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Рассмотрено понятие и описаны методики оценки конкурентоспособности госу-
дарств. Проведен сравнительный анализ двух подходов к расчету индексов конку-
рентоспособности стран. На основе статистической информации исследована
динамика конкурентоспособности государств, выявлены показатели-факторы,
оказывающие существенное влияние на конкурентную позицию России в мировом
рейтинге стран.
Ключевые слова:
конкурентоспособность, международная конкуренция, индекс
глобальной конкурентоспособности.
Как правило, понятие конкурентоспособности ассоциируется
в первую очередь с товарами и услугами. Однако спектр объектов
для оценки конкурентоспособности достаточно широк. К ним,
например, относятся предприятия, отрасли, регионы и даже страны,
о которых пойдет речь в данной работе. Для того чтобы оценить госу-
дарства с точки зрения конкурентных сил, разработана специальная
оценка, включающая в себя множество параметров и способов подсче-
та. Глобальный индекс конкурентоспособности отражает с математи-
ческой точки зрения положительную и отрицательную динамику раз-
вития стран по сравнению с другими государствами. Он включает
в себя не только экономические и финансовые выводы, но также ана-
лиз политических и социальных решений, инновационный прогресс,
изменения в здравоохранении и образовании. Рейтинг вызывает инте-
рес с практической точки зрения; многие страны, например Казахстан,
используют данную оценку для анализа сильных и слабых сторон своей
политики, принятых недавно нововведений и законов в любых отрас-
лях жизнедеятельности. Необходимость проведения аналитического
исследования по российским данным очевидна: в настоящее время за-
пущено значительное количество интересных разносторонних про-
грамм, эффективность которых нуждается в объективной оценке. Гло-
бальный индекс конкурентоспособности является одним из таких
ресурсов.
Публикацией рейтинга занимаются две организации, основанные
в Швейцарии: World Economic Forum (WEF, Международный эконо-
мический форум) и The Institute of Management Development (IMD,
Институт развития менеджмента). Несмотря на швейцарское проис-