1 / 10 Next Page
Information
Show Menu
1 / 10 Next Page
Page Background

Гуманитарный вестник

# 7·2016 1

УДК 339.9 DOI 10.18698/2306-8477-2016-07-375

Анализ факторов повышения

конкурентоспособности России

на международном рынке

©

А.К. Сапрыкина, В.А. Дадонов

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Рассмотрено понятие и описаны методики оценки конкурентоспособности госу-

дарств. Проведен сравнительный анализ двух подходов к расчету индексов конку-

рентоспособности стран. На основе статистической информации исследована

динамика конкурентоспособности государств, выявлены показатели-факторы,

оказывающие существенное влияние на конкурентную позицию России в мировом

рейтинге стран.

Ключевые слова:

конкурентоспособность, международная конкуренция, индекс

глобальной конкурентоспособности.

Как правило, понятие конкурентоспособности ассоциируется

в первую очередь с товарами и услугами. Однако спектр объектов

для оценки конкурентоспособности достаточно широк. К ним,

например, относятся предприятия, отрасли, регионы и даже страны,

о которых пойдет речь в данной работе. Для того чтобы оценить госу-

дарства с точки зрения конкурентных сил, разработана специальная

оценка, включающая в себя множество параметров и способов подсче-

та. Глобальный индекс конкурентоспособности отражает с математи-

ческой точки зрения положительную и отрицательную динамику раз-

вития стран по сравнению с другими государствами. Он включает

в себя не только экономические и финансовые выводы, но также ана-

лиз политических и социальных решений, инновационный прогресс,

изменения в здравоохранении и образовании. Рейтинг вызывает инте-

рес с практической точки зрения; многие страны, например Казахстан,

используют данную оценку для анализа сильных и слабых сторон своей

политики, принятых недавно нововведений и законов в любых отрас-

лях жизнедеятельности. Необходимость проведения аналитического

исследования по российским данным очевидна: в настоящее время за-

пущено значительное количество интересных разносторонних про-

грамм, эффективность которых нуждается в объективной оценке. Гло-

бальный индекс конкурентоспособности является одним из таких

ресурсов.

Публикацией рейтинга занимаются две организации, основанные

в Швейцарии: World Economic Forum (WEF, Международный эконо-

мический форум) и The Institute of Management Development (IMD,

Институт развития менеджмента). Несмотря на швейцарское проис-