Интеграция вводно-коррективного курса фонетики…
Гуманитарный вестник
# 7·2016 5
часто подменяются студентами на русские фонемы (в основном, это
гласные звуки, например, [e], [æ], [ǝ], заменяемые русским звуком
[э]), а также общих правил звучания английского текста. Например,
студенты часто ошибочно переносят из русской фонетики оглушение
звонких согласных на конце слова, чего не должно быть в англий-
ской речи.
Pad
не должен превращаться в [pæt],
said
в [set], а
and
в
[ænt]. Что касается аспирации, то она, как правило, не вызывает
трудностей в освоении.
Особое внимание стоит уделить длительности английских со-
гласных, которые по долготе звучания довольно часто являются бо-
лее продолжительными, чем гласные. Обучающиеся удивляются, об-
наружив, что в английском языке согласные при отсутствии гласных
могут образовывать слоги. Например, в английских словах
bottle
[bɔtl],
film
,
rhythm
два слога. Именно на этом этапе обучения студен-
ты отмечают, что начинают значительно лучше понимать англий-
скую звучащую речь. При аудировании они начинают распознавать
лексику, которую знали, но не могли уловить из-за необычности дли-
тельности звучания согласных по отношению к гласным.
Разъяснение особенностей английской интонации.
Основной
интонационный контур английского языка — постепенно
нисходящая шкала (gradually descending stepping scale). Здесь не
стоит углубляться в теорию и разбирать со студентами фразы по
системе «предшкала — шкала — терминальный тон». Вполне
достаточно разобрать основные тоны (fall, high fall, rise, fall-rise). Мы
понимаем, что это далеко не весь тональный диапазон, а лишь основные
направления движения голоса. Тем не менее, студенты привыкнут к
тому, что, например, специальные вопросы в английской речи звучат с
нисходящей интонацией и заканчиваются падением.
Здесь же стоит обратить внимание на некоторые нюансы
фразового ударения. Например, в сочетании «предлог-местоимение
»
зачастую ударным оказывается предлог:
look 'after her
(сравните с
русским
присмотри за нéй
).
«Улавливание» ритма.
Английская речь очень ритмична. Под
любой звучащий текст можно выстукивать ритм. Не случайно рэп
изначально появился в англо-саксонской культуре как неподготов-
ленная речь под музыку. Как правило, студенты удивляются, обна-
ружив, что все аудиозаписи ложатся на определенный ритм.
Безусловно, отработка интонации и ритма очень времязатратны.
Сосредоточиваясь на звуках, студенты «рвут» фразы, озвучивают слова,
а не мысли, и, когда им удается придать звучащей речи правильное
интонационное оформление, попытка попасть в ритм полностью
«сбивает» результаты пройденных этапов. Поэтому обучение инто-
нации и ритму носит скорее ознакомительный характер и направлено,