Previous Page  4 / 9 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 9 Next Page
Page Background

Н.Л. Лёвина, К.М. Иноземцева

4

Гуманитарный вестник

# 7·2016

рианта английского языка» [12, c. 10], так называемого «ассеntless

English», поэтому вся схема работы над постановкой произношения

основывается на отработке «текстов-образцов», или target-текстов,

озвученных профессиональными дикторами BBC или образованными

носителями «estuary English», который, по мнению некоторых бри-

танских фонетистов, постепенно вытесняет «accentless English» [13].

Тексты-образцы подбираются на основе того, какой именно аспект

звучащей речи отрабатывается в данный момент, и содержат нагляд-

ную демонстрацию тех или иных интонационных и фонологических

особенностей английской речи.

Для достижения максимального эффекта в сжатые сроки работа над

target-текстом должна включать в себя рассмотренные ниже этапы.

Постановка артикуляционной базы

. На данном этапе студен-

там необходимо объяснить положение всех органов речи в сравнении

с русским артикуляционным укладом. Особые трудности у обучаю-

щихся вызывает положение губ и кончика языка. В отличие от рус-

ской базы, где губы расслаблены и выдвинуты немного вперед для

создания дополнительного резонанса, у носителей английского языка

во время речи губы растянуты, напряжены, прижаты немного к зу-

бам, т. е. дополнительный резонатор, характерный для русской арти-

куляции, отсутствует. При этом рот открыт меньше по сравнению с

русским укладом. При демонстрации видео с выключенным звуком

студенты легко отличают, носителем русского или английского язы-

ка является говорящий.

Также сложности возникают с постановкой кончика языка на

альвеолы или задний скат альвеол. Даже если учащиеся произносят

правильно отдельно взятые звуки, именно русская артикуляционная

база придает звучащему тексту русский тембр.

Очень эффективным является упражнение, во время которого

студенты пытаются озвучить любой русский текст с английской ар-

тикуляционной базой. Даже при неправильной интонации и звуках

речь моментально приобретает непривычный для носителя русского

языка акцент.

На первых этапах обучения при выполнении данного упражнения

у студентов сильно устают органы речи, но целью задания является

именно развитие мышечной памяти и доведение до автоматизма по-

зиционирования органов речи.

Отработка механизма произнесения звуков.

На данном этапе не

следует перегружать обучающихся теорией классификации звуков (что

является неотъемлемой частью фонетического курса у студентов-

лингвистов), а важно объяснить, как практически воспроизводится тот

или иной звук.

При поставленной артикуляционной базе работа сводится к объ-

яснению нюансов произнесения отдельных звуков, которые наиболее